Страницы

понедельник, 16 января 2017 г.

Эстетика как наука. Предмет эстетики

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Факультет дизайна


РЕФЕРАТ


По дисциплине «Эстетика»
На тему «Эстетика как наука. Предмет эстетики»






Выполнила:
Анаит Артуровна Арутюнян
Студентка 1 курса
Заочного отделения


                                                             
Москва
2017


Содержание
1.     Введение
2.     Современные подходы к определению эстетики как науки
3.     Эстетика как философская дисциплина, ее место в системе гуманитарного знания
4.     Предмет эстетики, его историческая изменчивость и подвижность
5.     Методы эстетических исследований
6.     Соотношение эстетики с философией и культурологией, психологией и педагогической социологией
7.     Эстетика и этика
8.     Использованные источники























Введение
Со времени своего «пришествия» в ряд научных дисциплин эстетика как наука претерпела существенные изменения. Крестный отец эстетики, немецкий философ Александр Баумгартен, в середине XVIII в. определял ее как «науку о чувственном познании». Менее известны два других определения А. Баумгартена: «эстетика – наука о чувственном познании, постижении прекрасного» и «эстетика – теория свободных (изящных) искусств».
Традиция понимания эстетики как философии прекрасного, с одной стороны, и философии искусства –  с другой, пришла с античных времен. Предыдущий, XX век внес свой вклад в понимание эстетической проблематики.
В 50-е гг. в центре внимания была объективно понимаемая проблема прекрасного, а эстетика считалась наукой, изучающей природу «развития и освоения мира и искусства по законам красоты».
В 60-е гг. в центре внимания оказалось соотношение эстетических объекта и субъекта, а эстетика представлялась «наукой об эстетическом отношении человека».В 70-е гг. сочетание эстетического отношения и эстетической деятельности приводит к образованию эсте-тической ценности и определению эстетики как «философской науки об эстетических ценностях, об их создании, восприятии, освоении и оценке».
В принципе, такое понимание эстетики остается оптимальным и в настоящее время. Но для того чтобы обнаружить подлинное эстетическое знание, требуется сочетать умственное усилие с тонким чувствованием и высоким уровнем эстетической и художественной отзывчивости. И смотреть на эстетику не только как на науку, которая дает знание, опираясь на категориальные системы, отражающие обобщенное знание людей и о сфере эстетического, и о сфере художественного, но и как на инструментарий по развитию тонкого человеческого чувствования, основанного на высокой духовности. Ибо в эстетическом (художественном) все чувственное одухотворяется, а духовное принимает форму чувственного.







Современные подходы к определению эстетики как науки
Проблемное поле современной эстетики достаточно широко и при этом рамки его подвижны и прозрачны. Кроме того, в самой эстетике в разные исторические периоды происходит изменение актуализации тех или иных вопросов и тем. Поэтому существует проблема определения эстетики как науки.
Среди основных концепций эстетики как наукиможно выделить следующие:
         наука о прекрасном;
         наука об искусстве;
         наука об общечеловеческих эстетических ценностях;
         общая теория эстетической деятельности;
         теория эстетического освоения действительности;
         теория эстетической культуры.
Утверждение, что эстетика  –  это наука о прекрасном, является правильным, но оно исключает из области эстетического безобразное. А ведь тема безобразного активно разрабатывается не только в эстетических теориях, но и представлена в художественной деятельности разных исторических периодов и особенно в искусстве XX века. Акцентирование аксиологической направленности эстетики ущемляет ее онтологический и гносеологический аспекты. Выделение направленности на теорию эстетической деятельности или эстетической культуры не только принижает роль таких важных проблем, как художественное или историческое в эстетике, но и снижает значимость прикладной эстетики. Поэтому ни одна из приведенных концепций не представляется полной или универсальной. Современная эстетика как наука представляет собой комплексное знание, включающее в себя всю совокупность данных подходов.
Соотношение понятий «эстетическое», «художественное» и «искусство» в эстетике
Для того чтобы наиболее полно отразить сущность предмета эстетического знания, необходимо прежде всего разграничить понятия «эстетическое», «художественное» и «искусство». Это обусловлено тем, что в современной науке часто происходит синонимическая подмена этих понятий, что вносит некоторую неточность и путаницу.
О. А. Кривцун в своей работе «Эстетика» пишет: «Все чувства приобретают эстетический статус лишь тогда, когда обозначаемое ими содержание оказывается соответственно оформленным, начинает действовать на художественной территории, когда эмоциональное переживание выражает себя через произведение искусства, придающее ему эстетическое измерение, выразительность, структуру, рассчитанную на определенный эффект».  Позволим себе не согласиться с автором этого высказывания. Такой подход позволяет утверждать, что нет прекрасного в природе, в жизни, в человеке. В данном случае художественное практически отождествляется с эстетическим, а эстетическое вне художественного приравнивается к области психической реакции или эмоциям человека. Проблема очевидна: до сегодняшнего дня происходит подмена и смешение понятий «эстетическое», «художественное» и «искусство».
Мы способны переживать чувство прекрасного, гладя на цветы или природный ландшафт. Горы способны вызвать в нас переживание возвышенного. Поступки человека могут нами оцениваться как низменные или трагические. Эстетически мы можем воспринимать и переживать как любой природный, естественный объект (цветы, деревья, горы, камни, животных и т. д.), так и результат человеческой деятельности (произведения искусства, одежду, мебель и др.). Кроме того, эстетическим объектом может стать другой по отношению к нам человек. Эстетически воспринимать, наконец, человек может и сам себя.
Другая крайность – отождествление эстетической реакции с эмоциями. Переживание прекрасного может сопровождаться разными эмоциями: тихой радостью, улыбкой, умиротворенной созерцательностью, возгласами восторга и т. д. Эстетическое чувство нельзя приравнивать не только к эмоции, которая физиологически и психически воплощает внутреннее переживание человека, но и к физическому чувству, ощущению вообще. Чувство на физиологическом уровне – только предпосылка и основание эстетического чувства. Эстетические чувства в полном смысле обусловлены духовным становлением человека как личности.
Эстетическое переживание может закончиться на осознанно-чувственном уровне. Переход эстетического переживания в художественную область связан с рождением художественного образа, возникновение которого требует воплощения в художественную форму. Художественное воплощение отличается от эстетического тем, что в нем содержится смысловая направленность, символически оформленное знание, мысль автора, предполагающая понимание другими. Только тогда эстетическое перерастает в художественное, которое, приобретая законченность и воплощение, становится искусством.
Художественное как понятие включает в свою очередь не только само искусство, но и процессы и явления, связанные с художественным творчеством или с художественным восприятием. Например, репетиция театрального спектакля есть художественное явление, но это еще не само искусство, а только предпосылка его. Но спектакль, исполняемый артистами на сцене, – это уже художественное, ставшее искусством.
Способность человека определить жанр или стиль произведения искусства не является искусством, но принадлежит при этом области художественного (как художественная образованность). Художественное приближает к человеку то, что эстетически привлекает его в воспринимаемом мире. Непонятное делается чуть-чуть понятнее, чужое чуть-чуть своим. В художественном всегда присутствует эстетическое. Без эстетического художественное теряет свою ценностную значимость.
Искусство – самое  узкое среди названных понятий. Оно является законченным результатом эстетического переживания и художественного воплощения. Искусство включает в себя как эстетическое, так и художественное. Искусство немыслимо без эстетического переживания точно так же, как оно немыслимо вне образности художественного воплощения. Художественное в искусстве представлено мастерством, эстетическое – способностью  воплощать переживание и вызывать его у других. Искусство, лишенное эстетического, перестает дарить людям удовольствие от своего восприятия. Искусство, лишенное художественного, перестает удивлять своим совершенством, перестает быть объектом духовного поклонения. Искусство как проявленное эстетическое в художественном само становится предметом эстетического и художественного отношения.
Современное искусство переживает значительные качественные изменения, которые во многом связаны с новым соотношением понятий «эстетическое», «художественное» и «искусство». Сегодня искусство не только реализует эстетическое и художественное, но и выходит за их рамки, в результате чего рождается антиискусство, не обладающее ни эстетическим, ни художественным. Пример тому – некоторые  зрелищные «образцы». Такое антиискусство лишено требовательности к мастерству, а значит, лишено художественности. В нем нет смысловой наполненности и претензии на талантливость автора. Современная техника и компьютерные технологии создают ситуацию вседоступности (музыку можно создавать, не имея даже элементарной музыкальной грамотности).
Но выход эстетического за рамки художественного имеет не только негативный, но и позитивный характер. Именно сегодня мы все больше говорим об эстетике быта, повседневности, внешности, поведения. Наконец, порождением такого расширения сферы эстетического стал дизайн, который в современной культуре представлен самыми широкими направлениями: от дизайна конкретных вещей до дизайна рекламных роликов. Эстетическое все больше наполняет человеческое существование, проникая в самые отдаленные уголки его бытия. Возможно, не случайно современные культурологи все чаще говорят о глобальной эстетизации человеческой культуры, которая начинает свой отсчет с начала XX века.
Эти процессы не только создают новое искусство, но и способствуют коренному преобразованию всей среды человеческого существования, а также смене мироощущений. Поэтому можно утверждать, что не только соотношение эстетического и художественного для искусства сегодня становится одной из самых актуальнейших проблем в эстетике. Скорее приходится говорить о проблеме определения уровня эстетического в художественном, в искусстве и других культурных феноменах.

Эстетика как философская дисциплина, ее место в системе гуманитарного знания
Эстетика – это один из важных разделов философии, область  общетеоретических знаний о том, что связано с творческим, созерцательным, художественным отношением человека к действительности, с выявлением чувственной образности, выразительности, красоты многообразных феноменов природы, человеческой жизни, искусства. Эстетика как наука изучает специфический, неутилитарный способ познавательного отношения человека к миру, основанный на понимании прекрасного.
Эстетика понималась как особая наука о чувственном познании, постигающем прекрасное, о законах создания и восприятия произведений искусства. По мнению А.Баумгартена, эстетическое знание включает в себя несколько разделов – о красоте в вещах и мышлении, о законах искусства, об эстетических знаках. Эти идеи немецкого философа положили начало философской эстетике в собственном смысле слова (нередко ее называют эксплицитной эстетикой).
Совершенно очевидно, что люди научились выявлять принципы художественной выразительности в явлениях природы и творениях собственных рук задолго до того, как А.Баумгартен в XVIII веке ввел термин «эстетика», а последняя стала формироваться в качестве философской дисциплины. История эстетики берет начало в глубокой древности, когда начали складываться первые представления о художественной ценности объектов окружающей действительности, способных вызвать у человека чувство восхищения, бескорыстного любования, особого эмоционального подъема, когда люди задумались о единстве тех объектов, которые можно назвать красивыми и гармоничными, когда начали задаваться вопросом о сущности творчества. Традиции эстетического анализа, таким образом, имеют очень глубокие корни, восходя к первым литературным и мифологическим  памятникам.
История эстетической мысли оказывается гораздо более длительной и насыщенной, нежели история собственно эстетики как научной дисциплины. Первую из них нередко именуют имплицитной эстетикой, подчеркивая включенность основных эстетических идей в иные сферы и виды деятельности человека – мифологические или религиозные представления, фольклор, литературное и художественное творчество, этические системы. Вторую – собственно эстетику как науку, ведущую своё начало, как уже упоминалось выше, от идей А.Баумгартена, – называют эксплицитной эстетикой, акцентируя её выделение в относительно самостоятельную философскую дисциплину.
Если же говорить об эстетике именно как о науке в том её виде, в каком она существует сегодня, следует выяснить, что является её предметом. Предмет науки – это та сфера действительности, изучением которой данная наука занимается. Выявление и ясное понимание предмета науки позволяет точно ответить на вопрос, что эта наука изучает, какие объекты и явления входят в сферу её непосредственного интереса. Это необходимое условие самоидентификации любого научного знания. Однако в отношении эстетики определить предмет оказывается далеко не просто по целому ряду объективных причин, важнейшая среди которых – принадлежность эстетики к дисциплинам философским. В силу этого до настоящего времени предмет эстетического исследования нередко определяют тавтологически, утверждая, что эстетика изучает «эстетическое отношение человека к действительности», «эстетические ценности», «эстетическое вообще» и т.д.
Эстетика, стремясь к выявлению универсальных закономерностей и принадлежа к философскому знанию, от подобных частностей абстрагируется, отвлекается. Она устанавливает всеобщие законы художественного творчества, восприятия произведений искусства, функционирования эстетического сознания, определяет специфику видов искусств, художественных жанров и стилей. В рамках эстетики устанавливаются важнейшие стержневые принципы чувственно-созерцательного отношения человека к миру и самому себе, выявляются базовые элементы творческой деятельности и бытия произведений искусства. Ориентируясь на общее, эстетический анализ отвлекается от частного, конкретного, индивидуального, специфического, а его результаты выражаются в предельно общих эстетических категориях и понятиях (эстетическое, прекрасное, трагическое, комическое, изящное, живописное и т.д.).
Предмет эстетики это не какая-то особая выделенная сфера или область действительности, а вся действительность в целом, только рассмотренная под определенным углом зрения, в определенном аспекте. Эстетическое определяется чувством и пониманием прекрасного. Иными словами, всё, что рассматривается художественно, творчески, с точки зрения прекрасного, а также сама художественная деятельность человека включаются в предмет философской науки эстетики.
Это  философская наука, так как она появилась в недрах философии, а именно в таких ее разделах, как гносеология и аксиология. Если философия изучает наибо лее общие законы природы, общественного развития и мышления, то эстетика изучает эстетическое отношение человека к миру, а также наиболее общие законы развития искусства. Даже став самостоятельной наукой, эстетика продолжает черпать основные методологические положения из философии.Связь эстетики с философией состоит в том, что ее теоретические принципы и научный метод зависят от мировоззренческих позиций и конкретной философской методологии или отдельного направления. Зависимость эта обнаруживается не только у тех представителей эстетической мысли, которые были одновременно и философами (например, у Платона и Аристотеля, Канта и Гегеля, Н.Г. Чернышевс-кого и В. Соловьева), но и у тех, кто шел к эстетике не от философии, а от искусствознания или даже от собственной художественной практики (Леонардо да Винчи, Альберти, Дидро, Лессинг, Белинский, Л. Толстой).
Эстетика опирается и на общефилософское понимание социально-исторического процесса. Из него вытекает решение проблем закономерностей исторического развития искусства, его общественной роли, происхождения эстетического сознания и эстетической деятельности. Наиболее тесно эстетика взаимосвязана с искусством и выступает методологией для искусствоведческих дисциплин. Искусствознание – это совокупность наук, исследующих социально-эстетическую сущность искусства, его происхождение и закономерности развития, особенности и содержание видового расчленения, природу художественного творчества, место искусства в социальной и духовной жизни общества.

Предмет эстетики, его историческая изменчивость и подвижность
Выделение эстетики, как уже упоминалось, произошло в середине XVIII в. благодаря, прежде всего, работам А. Баумгартена. В то же время в недрах философии эстетика существовала с глубокой древности. Древнегреческая философия первой осознала значимость эмоционально-неравнодушного восприятие мира и отношение человека к нему, видя в этой способности человека большую духовную ценность. А. Лосев, уточняя понятие "айстезис", предлагает понимать его как "чувственное ощущение". Его латинский аналог  –  понятие "сенсус" (sensus) означает "чувство соприкосновения", то есть чувственно-чувственное восприятие. По мнению А. Лосева, оба понятия означают "все духовное, все душевное и чувства, и настроение, и намерение, и стремление, и любые чувства, которые только можно себе представить». Наряду с этими понятиями сформировались также греческие термины "естаномай", "Эстес", "естаноме", соответствующих понятию "чувство" и одновременно отражали индивидуальное человеческое отношение к предметам.
Эстетика как теоретические рассуждения о красоте своими корнями уходит в древность. Уже в мифологических текстах обнаруживаются размышления о красоте. Теоретический аспект красоты впервые представлен  пифагорейцами.         Предмет  и задачи эстетики в процессе ее становления и развития менялись. Первоначально эстетика была частью философии и космогонии (пифагорейцы), затем сливается с этикой (Сократ). Потом она обратилась к изучению проблем поэтики,  красоты природы и искусства (Аристотель). В средние века  эстетика выступала аспектом богословия, раскрывала божественную красоту и путь человека к богу (Фома Аквинский). В эпоху Возрождения  эстетика раскрывала соотношение природы и искусства (Леонардо да Винчи), а  в Новое время   устанавливала каноны творчества (П.Буало). Кант обосновал положение о том, что эстетика изучает прекрасное в искусстве и выступает критикой эстетической способности человека формировать суждения. В.Г.Белинский считал, что эстетика рассматривает эстетическое отношение человека к действительности.
Предмет эстетики в процессе исторического развития чувственности претерпевал существенных изменений. Уже древние греки понимали всепроникающий характер человеческого неравнодушия, прослеживая в ней огромную ценность. Мир они понимали как одушевленный материально-чувственный космос с присущими ему гармоничной, соразмерной жизненностью, ритмической оформленность, что составляет величественную и целесообразную в себе, красивую целостность. Соответственно, предметный мир в нем каждый раз представляет собой нераздельное единство идеи вещи и ее материальной структуры. Содержательный и материальный способы жизненности образуют гармоничную целостность вещи, единство ее сущности и проявления. Именно на этом основании правомерно, как считает О. Лосев, утверждать, что вся античная философия, в конце концов, есть не что иное, как эстетика. Человеческая деятельность, в частности художественное формирование, рассматривались как подражание (мимесис) красоты космического целого, призванного не нарушать общей гармонии мирового целого. Кроме этого, любое формирования виделось и стоял формированием на основе красоты, поэтому техническое и эстетическое начала в нем существуют органической целостностью (в отличие от современной цивилизации, где названы сферы разошлись между собой).
Современная эстетика  своим объектом рассматривает весь мир. Ее предметом изучения выступают признаки искусства как одного из видов духовной культуры, содержание и структура художественной культуры и место в ней искусства, возникновение искусства и его исторические типы, основные понятия и закономерности искусства.
В истории эстетики  выделяется  несколько этапов. В качестве предыстории можно назвать мифологический этап,  который в образной форме раскрывал первые знания и мнения о красоте. Первый этап теоретической эстетики начинается в античности и завершается первым столетием Нового времени (У1 в. до н.э. – нач. ХУШ в.).  На этом этапе  эстетика еще не стала самостоятельной дисциплиной, но в рамках философии сформировались системные рассуждения о красоте,  искусстве и поэтике.  Первый этап был наиболее длительным. Его  можно разделить на четыре периода:
1.     Античность (У1 в. до н.э. – У в. н.э.): формирующаяся  эстетика не только испытывает определяющее философское влияние, она проходит становление внутри философии.
2.     Средневековье (У - ХУ1 вв.): теория прекрасного развивается внутри богословия.
3.     Возрождение (Х1У - ХУ1 вв.)  – решающее воздействие на эстетику оказывает активно развивающаяся  художественная практика.
4.     Новое время (ХУП – начало ХУШ вв.): эстетика развивается под влиянием политики и возникающего искусствоведения.        
Второй этап истории эстетики (ХУШ – сер. Х1Х вв.) характеризуется  ее становлением  как самостоятельной системы знаний и раздела  философии. Третий этап (с сер. Х1Х в. и по настоящее время)  связан с активным развитием содержания эстетики. Она испытывает воздействие  позитивизма, социологии, психологии. Расширяется эстетическая проблематика исследований, в нее включаются кибернетическая, физиологическая, семиотическая, спортивная и другие разновидности  эстетики.
На этапе перехода от мифологического сознания к рефлексивной и в последующем периоде эстетика сосредоточивает основное внимание на выяснении вопроса о соотношении идеи и материи. Эта проблема стоит смысловым центром исследовательского интереса. Проблемы красоты определяются важной составляющей античной философии, осмысливает красоту как онтологическую качество мира.
Другой важной проблемой, которая исследовала направленность философии в русло эстетической проблематики, стала проблема искусства, именно в Древней Греции начала выделяться в особый предмет исследовательского внимания по двум причинам. Первая  –  это осмысление искусства как особого вида духовной деятельности, направленной на формирование идеальной предметности через подражание (мимесис) чувственно обозримых форм. Утверждаясь опытом переживания в образах искусства, предметы неравнодушия возникают единством внутренней жизненности целесообразных в себе форм и опыта переживающего отношение к ним (единство идеи и образа). Еще одна причина интереса  – "практичнее". Это исследование влияния искусства на чувства воспринимающего субъекта и формирование их совершенства содержанием совершенных произведений искусства. В сутки античности появился ряд понятий, которые были определяющими для эстетики и в дальнейшем. Это понятие архетип (греч. Arche  –  начало, typos  образ) первообраз, идея, в частности художественная идея; ассоциация (лат. associo соединяю, связываю) средство художественной выразительности; калокагатия (греч. calos прекрасный; agathosдобрый) гармония внешнего и внутреннего в человека; катарсис (греч. katharsisочищение)характеристика действия искусства на ум и чувства человека; мимесис (греч. mimesisподражание) принцип творческой деятельности художника.
Указанные фундаментальные идеи античной философии относительно чувственной красоты мира, красоты духа, воплощенного в художественных феноменах, идея переживающего отношение к красоте заложили фундамент для дальнейшей разработки названного круга проблем, впоследствии образовали сферу эстетического как особой отрасли философского знания.
В сутки европейского Средневековья (IV-XIII вв.) Центральные проблемы философии античности не потеряли актуальности. Менялись характер понимания истоков и источников красоты, роли искусства в духовном опыте и ценности переживающего отношение к миру. Средневековые философы –богословы рассматривают мир прекрасным творением Бога, а Бога олицетворением триединства Абсолютной Истины, Добра и Красоты. Красота видится не чем-то постоянным, а подвижным, иерархическим, ее совершенство росла следующим образом: от материально-вещественной красоты предметного мира к духовному миру, а от него – к Абсолюта, Бога. Структурные закономерности универсума оказываются как эстетические принципы. Это целостность, единство, ритм, соразмерность, гармония, пропорция. Красота искусства также основывается на этих принципах. В Средневековье на основе идеи красоты впервые сформулирован критерий художественности искусства. Чем выше ступень красоты в произведении искусства и чем видповидниший характер ее проявления, тем выше ценность произведения. Ценность искусства определяется его влиянием на чувства – эмоциональную сферу и эстетические суждения, связываются с чувством удовольствия или неудовольствия. Итак, идеи относительно прекрасного, искусства как чувственного воплощения идеи красоты, переживание красоты и ее особенностей углублялись в направлении роста ценности духовного начала. Красота, так же как и во время античности, осталась центральной проблемой философии, дает основания рассматривать ведущий характер проблемы прекрасного, ведь другие философские проблемы основываются на ней как восходящей.
В эпоху Средневековья предметом (центральной проблемой) эстетики возникает духовно личностный абсолют, поэтому она отражает не телесно-чувственную данность красоты мира, а определенный внетелесный, духовный смысл. Как таковой он может быть чувственными средствами отражен лишь приблизительно, то есть символически "Поэтому проблема символа приобретает в средневековой эстетике ведущего характера. Символические художественные формы призваны чувственно воспринимаемыми средствами отображать сверхчувствительные духовные идеи.
Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.) Углубляет внимание к проблемам красоты, меняя акценты в ее понимании. Олицетворением красоты возникает творческая человеческая личность. ее рассматривают как сочетание природной и духовной красоты, единство разумного и чувственного начал духа. По необходимости определения природного совершенства человека распространяется практика измерения параметров красоты: пропорция, гармония, мера. Эстетическое сознание Возрождения характеризуется живописностью, поскольку ритм, пропорции принадлежат уже не к пластичности космоса, а прежде всего, к субъективной оптической видимости.
В эпоху Возрождения художественное мышление сосредоточивает внимание на поисках законов человеческого восприятия и переживания явлений реального мира. В основу ценности искусства положен характер его восприятия, а именно – угол удовольствия или неудовольствия, то есть принципы, выработанные еще в эпоху Средневековья, но конкретизированы учитывая изменение представлений о назначении искусства.
Эпоха Просвещения (ХIV-ХVI вв.) Имела особое значение для создания круга проблем новой науки о чувственную культуру. Философы-просветители отличались новым взглядом на человека«естественного» существо, наделенное богатством умственных и чувственных способностей. В эту эпоху исследовали природу человеческой способности суждения как духовное качество субъекта неравнодушия, сущность и диалектику объективного и субъективного в содержании категории прекрасного. Центральной, рядом с прекрасным, в эту эпоху рассматривают категорию "гармония", что позволяет раскрыть характеристики природы, искусства, духовного мира человека в диалектике эмоционального и рационального, объективного и субъективного.
В эпоху Просвещения категориального значение приобретает понятие "вкус". Предметом исследовательской внимания становится анализ общественной роли искусства, влияние различных его видов на нравственное совершенствование личности. Именно в эту эпоху эстетика выделяется в особый вид философского знания, самостоятельную философскую науку. Развитие ее обусловлен просветительским идеалом человека  – доброй по природе, а зло, существующее в мире, объясняется несовершенными законов и отсутствием надлежащего воспитания. Искусству в этой связи принадлежит функция духовного наставника, что совершенствует чувство и положительно влияет на мораль общества.
Окончательно статус самостоятельной науки эстетика приобретает благодаря трудам классиков немецкой философии И. Канта, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля. И. Кант, например, сформулировал идеи красоты как "свободной игры видимостью". Таким образом приобрел определенности предмет эстетики. Им оказалась красота, питающий дух, причем красоту рассматривали не определенным субъективным образованием, а отражением истины. Кант основной категорией эстетики считал "целесообразно", проявлением которого встал прекрасное. В эстетике Канта прекрасное – ведущая эстетическая категория. Важное значение имели также идеи связи прекрасного и нравственного в искусстве, определение понятия эстетического идеала в искусстве как чувственного проявления идеи. Не менее важная роль принадлежала классификации видов искусства, осуществленной на основе анализа специфики способов выражения эстетических идей, то есть красоты в тех или иных видах искусства. Философский романтизм Ф. Шеллинга видит эстетическое высшей формой духовного опыта, обращенное к целостного человека и является целостным воплощением идеи. Искусство ученый рассматривает как сферу, в которой преодолевается противоположность теоретического и морального "но – практического начал, разрыв сознательного и без сознательного. Гегель развивает идею эстетики как философии искусства. В его эстетике искусство впервые предстает не просто набором художественных феноменов, а приобретает характер системы отображения идей определенных исторических эпох художественными средствами. Он рассматривает искусство как основной предмет и основную проблему эстетической теории. С точки зрения художественного творчества исследуется широкий круг вопросов теории эстетического: понятие прекрасного, эстетического идеала, личности художника, природы таланта и гения, художественного формирования и эстетической целостности произведения, проблема символа и под.
Эстетическая теория XX  – начала XXI в. Период культуры постмодерна, характеризуется потерей своего предмета, поскольку эстетика постмодернизма принципиально анти-систематическая, сознательно эклектичная, направленная на расшатывание понятийного аппарата классической эстетики, ее принципов, норм и критериев.
Таким образом, анализ становления предмета эстетики в истории философского знания позволяет сделать вывод, что основной круг проблем, которые определились как проблемы эстетики, это: красота онтологическая и красота в искусстве; прекрасное как категория эстетики, художественно прекрасное, эстетическое переживание красоты искусства, общественная роль искусства, связь нравственного и прекрасного; искусство как исторический феномен; художественный талант и гениальность, их творчески формирующая природа.
Поэтому философия стала теоретической основой эстетического знания и заложила фундамент дальнейшей разработки эстетической проблематики, способствуя становлению эстетики как самостоятельной науки.

Методы эстетических исследований
Субъектный и объектный методы.
Субъектный метод ориентирует исследователя на изучение личностных, субъективных форм выражения и существования эстетических явлений; свидетельства художников, их дневники, письма, заметки, свидетельства публики, анкетные опросы, интервью художников и публики, анализ переживаний, оценок, суждений субъектов, создающих и воспринимающих эстетические ценности. Такой анализ имеет право на существование, потому что эстетические ценности адресованы одним субъектом другому. Безусловно, изучение субъективной стороны эстетической жизни общества одна из важнейших задач эстетики.
Объектный метод эстетического исследования устремлен на изучение внешних, материальных, эстетических явлений вне их отношения к субъекту (художнику и публике): т.е. анализ произведений, анализ объективной биографии художника, исследование объективного поведения публики, художественных учреждений и т.п. Все эти явления тоже образуют содержание эстетической жизни общества и имеют право на исследование, но в то же время абсолютизация подобного метода не дает возможности целостно представить эстетическую область деятельности.


Психологический и социологический методы. 
Психологический метод изучения эстетических явлений связан с анализом психологического механизма творчества и восприятия, т.е., по существу, с анализом психических состояний художника в акте творчества и публики в акте восприятия.
Констатируя ограниченность психологического анализа искусства и эстетической деятельности в целом, следует отметить важность и актуальность разработки конкретных методик эстетико-психологического исследования и относительную ценность полученных эмпирических и теоретических данных у представителей психологической эстетики.
Но очевидно и другое: исследование эстетической деятельности общества не может ограничиваться психологическим методом, поскольку эстетическая деятельность достаточно сложное социальное явление. Это относится не только к психологии творчества и восприятия, но и к психологии искусства, и к социально-психологическим исследованиям художественной сферы.
Социологический метод связан с изучением эстетических явлений как социальных, общественных феноменов, социальных институтов и форм социальной деятельности. Психологический и социологический методы исследования искусства не исключают, а дополняют друг друга. Познание механизма эстетической деятельности возможно лишь путем комплексного её изучения.
Эмпирический и теоретический методы.
 Разграничение этих методов впервые сделано Гегелем применительно к эстетике. Эмпирический метод ориентирует ученого на внешнее, поверхностное, изучение искусства, на описание, каталогизацию, а не на объяснение. Конечно, эстетик может не ограничивать себя этими задачами, а попытаться размышлять об искусстве, строить на основании эмпирического материала теории, предписания, нормативы (Аристотель, Гораций).
Логический и исторический методы.
 Существует несколько аспектов отношения исторического и логического вообще. Мы будем исходить из того, что сам объективный, реальный мир, например реальная эстетическая деятельность, есть единство исторического и логического, то есть реальному историческому бытию эстетической деятельности присуща объективная логика развития.
История эстетической деятельности - это всё колоссальное разнообразие произведений, художников, сти-лей, видов, жанров, вкусов, оценок, реализованных эстетических идеалов, взлётов и падений, побед и поражений, находок и утрат. Этим занимается история. Исторический способ исследования предмета предполагает обращение исследователя к самому реальному предмету, к его реальной истории. Этот метод основан на изучении самого реального движения или реальной структуры предмета во всей целостности и конкретности.
Логика эстетической деятельности – это нить, которая проходит через всю её историю, это общее и закономерное, необходимое и в развитии, и в структуре предметной области исследования.

Соотношение эстетики с философией и культурологией, психологией и педагогической социологией
Особую интенсивность процессы интеграции современной эстетики с культурологией, искусствоведением, социологией, психологией, философией приобрели в последнем столетии. Это связано с тем, что в центре всех перечисленных научных дисциплин стоит человек. Следовательно, потребность изучения феномена человека целостно, в междисциплинарной перспективе предопределила взаимный интерес эстетики и других гуманитарных наук друг к другу. Это повлияло на расширение проблемно-тематического поля эстетики, к выделению внутри эстетики таких разделов как культурология искусства (изучение эволюции искусства под влиянием глобальных факторов культуры — картины мира, господствующего менталитета), социология искусства (изучение эволюции искусства в условиях разных типов обществ, разных систем власти, действия разных социальных институтов), психология искусства (механизмы процессов творчества и восприятия в аспекте разных психологических теорий), антропология искусства (вопросы органичности/неорганичности разных художественных форм природе человека, влияние философско-экзистенциальных теорий человека на развитие тематики и языка искусства).
Таким образом, развитие эстетических представлений в истории происходило путем чередования длительных периодов эмпирических наблюдений с этапами расцвета больших теоретических концепций, обобщающих философских теорий искусства. И одна и другая ветви эстетики стремились к поискам сущности искусства, тенденций и закономерностей художественного творчества и восприятия. По этой причине природа эстетических обобщений– философская, однако их источник не есть чисто спекулятивное мышление. Эстетические суждения обретают корректность на основе тщательного анализа художественной практики разных эпох, понимания вектора и причин эволюции элитарных и массовых художественных вкусов, наблюдений над творческим процессом самих мастеров искусства. Большинство крупных философов, выступавших с развернутыми эстетическими системами, хорошо знали конкретный материал искусства, ориентировались в историческом своеобразии художественных стилей и направлений. Таковы, в частности, были Г. Гегель, Ф. Ницше, А. Бергсон, X. Ортега-и-Гассет, Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер и др.
Искусство как активный творческий феномен обладает громадными возможностями культуротворчества, способно опережать наличные состояния сознания, оказывать обратное влияние на жизненный, цивилизационный процесс. В связи с этим особую важность сегодня приобретает разработка новых подходов в области философии истории искусств, осмысливающей панораму всеобщего художественного процесса в единстве его внутренних ритмов (стадиальности) и исторической целостности.
Проблемные узлы эстетической науки всегда были исторически подвижны. В качестве современной мировой науки эстетика существует во множестве ипостасей, вбирает опыт смежных дисциплин. Большие возможности для эстетики сулит изучение всеобщей истории искусств с позиции истории художественных ментальностей. Речь идет о том, чтобы к такой трудной и давней для эстетики проблеме, как синтетическая история искусств, подойти, опираясь на новый инструментарий междисциплинарных исследований, представив ее как историю типов художественного видения, историю искусства "без имен". Такие попытки (А. Гильдебранд, К. Фолль, Г. Вельфлин, М. Дворжак, О. Бенеш) уже предпринимались в первые десятилетия XX в.: на основе анализа общепринятых форм художественной типизации, тематического арсенала данной художественной эпохи и способов его воплощения выявлялись существенные сдвиги в миропонимании и мироощущении конкретно-исторического типа человека, особенности его восприятия и потребностей.
Вместе с тем на пути построения синтетической истории искусств, как показали исследования, встают скрытые рифы этой проблемы: в одну и ту же эпоху наблюдается асинхронность развития разных видов искусств; музыкальное, литературное и художественно-изобразительное сознание не выступают как "сообщающиеся сосуды". Зачастую (как, к примеру, в эпоху Возрождения) они принадлежат разным культурным слоям, а следовательно, и разным типам ментальностей. Отсюда — большая трудность обнаружения общих стадиальных признаков, стягивающих все многообразие художественных практик к единому знаменателю эпохи.
В литературоведении, например, утвердился взгляд на типологию художественного сознания, обнаруживающего три этапа, которые последовательно сменяют друг друга. От стадии архаической литературы к стадии традиционалистского художественного сознания  и наконец к стадии романтизма, реализма и последующих течений культивирующей принцип индивидуально-творческого поиска. При всей близости аналогичным тенденциям, наблюдающимся в сфере изобразительного искусства и музыки, хронологические рамки данной типологии оказываются неприменимыми к творческим процессам в этих видах искусств, отмеченных иными темпами и ритмами. Это обстоятельство ставит перед эстетиком сложные задачи, побуждает искать "общее пространство встреч" разных видов художественного сознания через иные измерения.

Эстетика и этика
Этика и эстетика занимают важное место среди других наук и непосредственно связаны с философией и с такими ее отраслями как: онтология, гносеология, аксиология, праксиология.

Этика занимается изучением многих проблем: определения сенса жизни, понимания природы существования человека как личности, сущности, структуры и функций морали, сущности безусловных ценностей, к которым принадлежит добро. Также этика рассматривает и создает практические модели человеческих отношений и средства их реализации и предлагает определенные рекомендации.

Итак, по своей сути этика является практической частью философии, пребывает в органической связи с праксиологией, которая в свою очередь исследует активное, действующее, практическое отношение человека к миру, возможности, способы и границы его деятельности, в том числе, проблему свободы и необходимости, и различные способы ее развязки – фатализм (преобладание над человеком неотворотных сил); волютаризм (провозглашение воли как первоосновы и творца действительности), концепции, в которых перебарываются крайности фатализма и волюнтаризма.
Кроме всего прочего она непосредственно связана с эстетикой и другими науками, которые занимаются исследованием бытия человека, но координировать исследования морали может только этика.

Эстетика также как и этика относится к философии. Взаимосвязь эстетики и философии состоит в том, что теоретические принципы и научный метод эстетики зависят от мировоззрений, позиций, методологии, философской концепции конкретного философа или определенного философского направления.


Как уже говорилось выше существует взаимосвязь эстетики с этикой и своеобразным аспектом этого взаимодействия является анализ структуры эстетического чувства, которое формируется на органическом единстве так называемых внешних и внутренних чувств человека.
В свою очередь этика играет особую роль в анализе художественной деятельности, искусства, как составной части предмета эстетики.

























Использованные источники
1.     Бачешкина Т.И., Беляев Г.Г. Основные понятия эстетики. Московская государственная академия водного транспорта. 2008.
2.     Бычков В.В., Маньковская Н.Б., Иванов В.В. Триалог plus. Прогресс-Традиция. 2013.
3.     Бычков В.В. Эстетика. Гардарики. 2004.
4.     Борев Ю.Б. Эстетика. Высш. Шк. 2002.
5.     Гуревич П.С. Эстетика. ЮНИТИ-ДАНА. 2012.
6.     Дедюлина М.А.  Современная эстетика. Таганрог.  2008.
7.     Ежов В.С. Истоки эстетического сознания. Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Наука. 2009.
8.     Жидков В.С., Клявина Т.А. Социология искусства. Прогресс-Традиция. 2010.
9.     Каган М.С. Избранные труды в VII томах. Том IV. Вопросы эстетики и искусствознания. Петрополис. 2011.
10.           Каган М.С. Избранные труды в VII томах. Том V. Проблемы теоретического искусствознания и эстетики. Книга 2. Петрополис. 2008.
11.           Карнажицкая Т. В. Эстетика. ОДО «Равноденствие». 2004. 
12.           Никитич Л.А. Эстетика. ЮНИТИ-ДАНА. 2013.
13.           Салеев В.А . Эстетика. ТетраСистемс. 2012.
14.           Салеев В.А., Кирпиченок Е.В. Основы эстетики. Выш. шк. 2012.
15.           Титаренко И.Н. Эстетика. Южный федеральный университет.2011.
16.           Яковлев Е.Г. Эстетика. Гардарики. 2003.
17.           http://studme.org
18.           http://studopedia.ru
19.           http://vikidalka.ru 










1 комментарий:

  1. Если у вас были финансовые проблемы, то вам пора улыбнуться. Вам нужно только связаться с г-ном Бенджамином и сообщить сумму, которую вы хотите взять в долг с низкой ставкой 2% рентабельности инвестиций, и период платежа, который вам подходит, и вы получите кредит в течение трех рабочих дней. Я только что в шестой раз воспользовался ссудой в 700 тысяч долларов сроком на 180 месяцев с возможностью выплаты до истечения срока. Г-н Бенджамин помогал мне с ссудой. Свяжитесь с ним, и вы увидите, что он очень честный человек с добрым сердцем. Его электронная почта 247officedept@gmail.com, а его номер телефона WhatApp: + 1-989-394 -3740.

    ОтветитьУдалить