Страницы

понедельник, 16 января 2017 г.

Дизайн за рубежом. Региональные особенности дизайна

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Факультет дизайна


РЕФЕРАТ


По дисциплине «Введение в дизайн»
На тему «Дизайн за рубежом. Региональные особенности дизайна»






Выполнила:
Анаит Артуровна Арутюнян
Студентка 1 курса
Заочного отделения


                                                             

Москва
2016



СОДЕРЖАНИЕ
                                                                                      
1.     Скандинавский стиль в дизайне
2.     Японский стиль в дизайне
3.     Использованные источники
























Скандинавский стиль в дизайне

Еще в начале прошлого века мощное направление в промышленном и интерьерном дизайне развернулось главным образом в североевропейских странах: Дании, Швеции, Финляндии, Норвегии и Исландии. Страны Скандинавского полуострова близки друг к другу не только географически; их объединяет общность культур, традиций и национальной психологии. В то же время каждое из этих государств имеет свою специфику.
Бурное развитие дизайна началось в 1950-е годы, хотя первые признаки нарождающегося стиля обнаруживаются в некоторых датских и финских работах уже в 1930-е. В результате здесь сложились и постепенно эволюционировали особые принципы и дизайнерская философия, которые впоследствии возымели международный эффект. Шведская модель общества гласила: равные возможности благосостояния для всех социальных слоев. Еще до 1917 года скандинавы научились создавать "больше красивых вещей для каждого дня" - девиз, которым они руководствуются и по сей день. Особый интерес в северных странах всегда проявлялся к убранству жилища: из-за погодных условий люди проводят большую часть своего времени под крышей (в отличие от жаркого юга, где вся жизнь разворачивается на улицах и площадях). В 20-30-х годах уходящего столетия ручной и промышленный способы производства мебели стали соперничать друг с другом; так возник тот стиль обстановки интерьера, который теперь и называют "скандинавским". Вскоре он распространился на другие обиходные предметы - от чайной ложки до электротехники. Скандинавские дизайнеры говорили: "Форма должна идти рука об руку с функцией". Официально термин "скандинавский дизайн" появился в популярной и специальной литературе с 1950 года - после выставки, прошедшей в США и Канаде.
В 30-е гг.  складывается своеобразный стиль, который отличает уравновешенность, комфортабельность, естественность. Своими корнями уходит в народное искусство, уклоняясь от геометрических пристрастий Баухауза, он стремится к конструктивной ясности и простоте решений. Архитектура скандинавских стран тяготеет к связи с природой, скромному масштабу, простоте форм, тщательному подходу к деталям.
Дизайн этих стран справедливо описан многими как чистый, минималистичный, с простыми и точными линиями. Высоко функциональный, не нуждается в тяжеловесных элементах, в нем используется только то, что необходимо. Выживание на севере требует функциональности во всем, а это и есть базовая идея всего дизайна в целом.
Смешение тонких декоративных качеств наследованных у творческих движений начала 20-века с простотой линий, берущей начало в искусстве военного времени, придало этому стилю элегантность. Получил одобрение девиз «красивые вещи, которые сделают вашу жизнь лучше».
На скандинавских дизайнеров влияло все, что происходило вокруг. Используя две своих главенствующих традиции – ремесленничество и эффективное использование ограниченных материальных ресурсов (из-за их относительной географической изоляции), они объединили лучшее, что в них было. 
В соответствии с преобладающими в обществе демократическими взглядами, все доставалось доступным для всех.
Шведское Общество Промышленного дизайна было основано в 1845 году, чтобы поддержать и поднять высокие стандарты в различных профессиях, так или иначе связанных с ремеслом. Тот факт, что индустриализация происходила в Скандинавии позже, чем в соседних странах, поспособствовал сохранению в регионе ремесленных традиций. 
  Интерьер Стокгольмской выставки, 1930 г.
Интерьер Стокгольмской выставки, 1930 г.
В начале 20-го века, вместе с тем, как все больше и больше людей переезжало из сельской местности в города, Общество расширило свою сферу деятельности и начало повышать стандарты дизайна в повседневности. Стремление сделать объекты высокого эстетического качества доступным массам всерьез озадачило общество уже в 1920-1930-е. На повестку дня были вынесены красота, гуманизм и демократические идеалы.
С наступлением эпохи машин, выживать стало проще, и функционализм обратился к удовлетворению эмоциональных потребностей человека. Так, северный функционализм обрел новые, более человечные черты. Но сохранялись и более жесткие подходы, в которых отказ от декора в угоду функции доводился до крайности.
Аэросъемка одного из типичных жилых кварталов Стокгольма, Швеция. Все дома одинаковые, строились в с функциональными принципами во главе, сегодня это - национальное культурное наследие, 1938 г.
Аэросъемка одного из типичных жилых кварталов Стокгольма, Швеция, все дома одинаковые, строились с функциональными принципами во главе. Сегодня это национальное культурное наследие 1938 г.
Долгие зимы и короткий световой день, сподвигали скандинавских дизайнерам на создание светлой, яркой и практичной среды. Они пытались сделать домашнюю обстановку максимально комфортабельной, используя подручные материалы. Эти тенденции распространились сначала в соседние страны, а затем и по всему миру. Высококлассные образцы скандинавского дизайна продолжают жить и постоянно воспроизводятся в разных сферах, неустанно подтверждая свою всеобщую уместность и неподвластность времени.
Скандинавский дизайн стал одним из наиболее узнаваемых стилей в дизайне мебели. Но и другие сферы, такие как графический дизайн, переняли его принципы.
Скандинавский стиль – это не только деревянная мебель с плавными изгибами, светлые оттенки, заимствованные в природе узоры и формы. Отличительной чертой северных интерьеров стали также вспышки цвета. В конце 19 века в Швеции обрел известность художник и дизайнер Карл Ларссон. Его акварельные работы были своеобразным жизнеописанием его счастливой семьи. Вместе с женой Карин они считаются основателями шведского стиля, основными элементами которого являются светлость, яркость и жизненно-веселая функциональность.
Друзья мои, Плотник, и Маляр, Карл Ларссон
Друзья мои, плотник и маляр: Карл Ларссон
Характерными чертами скандинавского дизайна являются минимализм, близость к природе, внимание к прикладному искусству, простота,  экологичность, демократичность и функциональность. С точки зрения форм скандинавский стиль в дизайне отличает вторящая молчаливым жителям северной Европы сдержанность, прямолинейность и незамысловатость. Важную роль в развитии, стилистическом оформлении и популяризации скандинавского дизайна сыграл приз Луннинга, присуждавшийся дизайнерам из Скандинавии и Финляндии с 1951-го по 1970 год.  Скандинавский дизайн идеологически близок архитектурному функционализму с его представлением о том, что красота и функциональность окружающих человека объектов могут быть доступны не только обеспеченным слоям, но и самым широким массам. Скандинавскийдизайн тесно связан со становлением социально-ориентированных демократий североевропейского типа и стал одним из наглядных признаков «скандинавского» образа жизни. Важную роль в его развитии сыграл бурный рост промышленности, изобретение новых материалов или удешевление способов обработки старых. 
  Стул-глобус, Ээро Aarnio, 1963-65Скандинавский стиль в интерьере
Стул – глобус. Ээро Аарино, 1963-65 г.
Стул-тюльпан, Ээро Сааринен, 1957                    Природные материалы в скандинавском интерьере
Стул-тюльпан. Эеро Сааринен, 1957
Несмотря на функционалистическую сущность скандинавского дизайна в целом, нельзя не отметить особое своеобразие, отличающее некоторые его внутренние этнокультуры.
Большой интерес представляет Исландия, климатические контрасты которой наиболее сильны – от застывшей извергнутой лавы до студеных ледниковых просторов, оставивших след в искусстве этой страны. В основе традиций исландцев лежит орнаментальное искусство населявших Исландию викингов и кельтов.
К наследию Норвегии относится украшение дома резьбой, в которой используются растительные, животные и геометрические мотивы.
Для жилых помещений Швеции характерно небольшое количество мебели и контрастное сочетание белого с красным или красного с зеленым. Стены комнат, покрытые деревянными панелями, обычно красились в белые или зеленые цвета, а в обстановке обязательно присутствовали красные детали.
По своей природе он исключительно самобытен- ему удалось избежать влияния античной культуры. Он впитал в себя все многообразие особенностей и традиций тех краев, среди которых он начал формироваться.     
Этот стиль родился в регионе, где растут вековые леса, холодно и мало света. Для представителей скандинавских народов характерна сдержанность, даже некоторая суровость, невозмутимость, молчаливость и уважение к окружающей среде. Выживая в непростых климатический условиях, они вынуждены были использовать для строительства и обустройства своего жилища то, что предоставляла природа-тут уж не до изысков.
По словам американского дизайнера Винсента Вульфа, наибольшее впечатление способен произвести минимализм. Скандинавский дизайн соответствует этому постулату в полной мере.
Со временем скандинавский интерьер сильно преобразился. Благодаря новым технологиям он стал не только простым, но и максимально комфортным. В 20-30е гг. ХХ в скандинавский  интерьер получил призвание и завоевал любовь Канады, США и всей Европы. И сейчас он ценится во всем мире. Еще одной положительной особенностью этого стиля является то, что он демократичен, потому что его цель – апеллировать к массам через доступные и недорогие продукты. Каждый человек – независимо от своего социального статуса и финансового положения – может оборудовать свое жилище по его образу и подобию. Поэтому скандинавский стиль имеет поклонников в любых возрастных группах и слоях общества.
Принципы скандинавского дизайна, когда функция приоритетна, но грациозна и красива, успешно применяются в любой сфере дизайна.
В чем же особенность скандинавского дизайна в мебельном искусстве и его отличие, скажем, от итальянского и испанского? Во-первых, это лаконичность, легкость, умение сосредоточить и организовать в небольшом пространстве разнообразные функции. Во-вторых, традиционная любовь к природным материалам (в данном случае - к дереву; применяется оно и обработанным разными способами, и необработанным, и в чистом виде, сохраняющем естественный цвет и фактуру), пристрастие к неярким, приглушенным тонам, цветам прибрежного песка, скал и холодного голубовато-серого северного моря... В типично скандинавском интерьере, как правило, также присутствуют прозрачное стекло и керамика с голубой кобальтовой росписью - это символы, олицетворяющие многоводье, те тысячи озер, которыми так славится Скандинавия. 



Японский стиль в дизайне
Дизайн в Японии стремительно начал развиваться после второй мировой войны.  Считается, что традиционная японская культура сложилась в 16-17 веках, когда в стране шел процесс централизации верховной власти и появились зачатки капитализма. Искусство того времени имело четкую целевую аудиторию – формирующийся класс городского населения, прежде всего богатых купцов – ростовщиков. Они хорошо ориентировались в предметах роскоши, прибывавших из Китая и Кореи, но вместе с тем сохраняли верность к традициям, простоте и минимализму.
XX в. создал множество новых вещей, которым надо было найти адекватную внешнюю форму. И оказалось, что принципы традиционного японского искусства – свободная композиция, асимметрия, целесообразность – соответствуют новым требованиям наилучшим образом.
http://rhzm.ru/system/htmls/137/images/works/daisaku/3.jpg
Hall design, 2001–2002 Выставка
Красота, естественно вырастающая из целесообразности, стала основой общемирового взгляда на современный дизайн. Закономерно, что Япония стала одним из мировых лидеров в этой сфере. Японский дизайн всегда отличался своей загадочностью и лаконичностью. Совершенно чуждая культура Японии воспринималась в Европе и Америке как экзотика, ведь на протяжении долгого времени, из-за особого географического положения и климатических условий, японские территории были практически изолированы. Благодаря этому любой объект из Японии становился открытием об истории и культуре этой страны. Изменения произошли только после революции Мэйдзи в 1868 году. В результате, начала взаимодействия с другими культурами Япония стала многое заимствовать у Запада, который, впоследствии, сильно изменил всю японскую культуру.
http://rhzm.ru/system/htmls/137/images/works/daisaku/4.jpghttp://rhzm.ru/system/htmls/137/images/works/daisaku/5.jpg
Teizaisu chairs
Культура Японии в 20 веке пополнилась многочисленными новыми направлениями, которые в сумме с модернизацией традиционных древних искусств, стали результатом культурных вливаний с Запада. Начало века было омрачено для страны военными действиями в Китае, Корее и следом за тем участием во Второй мировой войне, в ходе которой произошли трагические ядерные бомбежки Хиросимы и Нагасаки. Это смутное время было нелегким для народа, как и послевоенный период ослабленной экономики, однако подарило японцам возможность нового старта͵ полного обновления производственной базы и мощного скачка технологий, направленных на скорейшее восстановление страны из руин.
Уставшая от войн и изоляции, Япония открылась западному миру, с энтузиазмом перенимая новаторские течения в науке, промышленности и, конечно же, культуру. Действуя с максимальной эффективностью, японцы каждую сферу жизни старались привести к благополучному состоянию, развивая производство автомобилей, компьютеров, изобретая новые технологии в науке, внося коррективы в социальную жизнь. Отсюда пошла и нынешняя японская система образования, дающая множество книжных знаний, вкупе с занятиями спортом, боевыми искусствами и прочими дополнительными кружками, и азартным стремлением детей и их родителей к поступлению в лучшую школу, лучший вуз, трудоустройству в лучшую компанию. Так произошло и с культурой – произведения литературы, кино и анимации стали не просто подражанием европейскому образцу, а самобытными творческими шедеврами.
Художественная культура Японии развивалась в течении многих веков. Японский народ создал многоликий и необычный мир художественных образов и форм, в котором воплотилась история его жизни, бытовой уклад, верования и суждения о прекрасном. Одной из наиболее характерных особенностей японской культуры стала широкая ассоциативность, легшая в основу ее образной системы. Поэтичность мышления японцев проявилась в многозначности содержания созданных ими художественных предметов, отражающих представления о природе и мироздании.
Можно сказать, что за последние двадцать лет Япония превратилась в своего рода Мекку дизайна. Трудно назвать крупного европейского или американского дизайнера, который не посетил бы эту страну для изучения ее дизайна, отличающегося исключительно высоким эстетическим уров­нем и органичным соединением национальных традиций с мировыми достижениями.
Успехи японского дизайна часто объясняют многовековой культурой художественного ремесла и быта, эстетическая утонченность и гармонич­ность которой всегда поражала зарубежных ценителей. Действительно, в формировании предметного мира японцы с древнейших времен придер­живались концепции, основу которой составляют функциональность, ла­конизм и чистота форм. Понятно, что в островной вулканической стране с жесткой экономией земли все творческие силы человека вкладывались в разумную организацию жизнедеятельности. В условиях даже ремесленно­го производства японская архитектура при всей своей высокой эстетично­сти была типовой, модульной, предельно функциональной и конструктив­ной. Посуда всегда была комбинированной и складируемой. Японский иероглиф, отвечающий нашему понятию «мебель», в более точном смысле означает «орудие (инструмент), сопровождающее человека всю жизнь».

http://rhzm.ru/system/htmls/137/images/works/ryosuke/2.jpg
TRAD console, 2011 Новая традиционная культура в представлении Рюске. Сочетание декоративного искусства кимоно и строгих линий современного минималистичного япоского дизайна.
Множество художников работает в промышленности, причем не только в фарфоровой или текстильной, но и в машиностроении, других наукоемких отраслях. Со всего мира сюда едут изучать архитектуру, керамику и декоративно-прикладное искусство. Но несмотря на постоянный обмен идеями и универсальность современной промышленной техники, японский дизайн сохраняет свои уникальные особенности, отличительные черты, идущие от высокой культуры классического изобразительного искусства страны.
Современная Япония представляет собой страну, образованную примерно четырьмя тысячами островов. Однако её основная территория это четыре крупных острова: Хонсю, Кюсю, Сикоку, Хоккайдо. На их территориях не существует точки, откуда расстояние до моря или океана превышало бы сто плюс несколько десятков километров. Рельеф являет собой сочетания гор (около 75% суши) и равнин. Причем на любом широтном срезе представлены как равнинные, так и горные участки. Таким образом, каждый из регионов Японии обеспечивает сосуществование трех зон, весьма отличных по своим природным условиям, на основе которых в самой непосредственной близости друг от друга в исторический период получили полноформатное развитие три хозяйственно-культурных комплекса: морской, равнинный и горный. Климат Японского архипелага обеспечивает возможность круглогодичного напряженного труда, не знающего перерывов на зиму и сиесту. Непрерывный трудовой ритм, видимо, создавал определенные предпосылки для выработки крайне строгой трудовой этики - пресловутого «трудолюбия» японцев.
Ещё одной важнейшей особенностью среды обитания японцев явилась исключительная бедность архипелага минеральными ресурсами. Собственно говоря, кроме песка, глины, камня, дерева и воды, Япония не располагает сколько-нибудь значимыми природными ресурсами. Несмотря на это, вплоть до новейшего времени японцы не предпринимали сверхусилий в области международной торговли, предпочитая довольствоваться тем, чем они располагают: способы хозяйственной адаптации к природным условиям позволяли это.
http://rhzm.ru/system/htmls/137/images/works/ryosuke/3.jpg
Wall Clock, 2011
Дерево
Известно, что историческую судьбу каждого народа в значительной мере определяют географическое положение, природные и климатические условия. Островное положение Японии привело к относительной изолированности японского этноса и сохранению вплоть до современности его однородности. Восхищение красотой необычайно богатой и разнообразной природы Японии, умение наслаждаться каждым ее мгновением стало особенностью национального характера и получило прямое выражение во всех видах искусства. Особое внимание к жизни природы, связанное с зависимостью от ее стихий (тайфуны, землетрясения и т. д.), повлияло на отношение к ней как к живой и чувствующей.
Быт японцев, даже в среде самых влиятельных групп, никогда не отличался роскошеством, а разрыв между «верхами» и «низами» не был вопиющим. Жизнь в достаточно капризном климате и постоянная вероятность землетрясения сформировали чрезвычайно трепетное отношение японцев к окружающей среде. Основу же повседневной жизни всего населения составляло дерево. Камень для строительства почти не использовался из-за частых землетрясений. Традиционную материальную культуру Японии можно определить как деревянно-глиняную с ограниченным употреблением металла. Из за  морского влажного климата и частых дождей металл ржавеет.

http://rhzm.ru/system/htmls/137/images/works/akemi/6.jpg
Tagei Convertible
Coffee Table Раздвижной кофейный столик
Между тем традиции японского отношения к миру вещей близки со­временному художественному движению - не случайно японский класси­ческий опыт привлекал многих крупнейших архитекторов и дизайнеров, начиная с Райта и Гропиуса. В приведенных выше примерах это внутрен­нее родство традиционной японской и современной эстетики целиком по­теряно. Внешние экзотические формы по существу являются стилизацией в духе коммерческого туризма.
Произведение японского дизайна – это микрокосм. Все его формы должны быть обдуманными и точными, красота завершенной. Но даже идеальные формы мало что значат, если под ними скрывается пустота. Предмет становится целым миром, если он символичен, если в нем выражено существо времени и природы. Поэтому форма, цвет и украшение предмета могут содержать в себе исторический или литературный смысл. Выразительные контрасты предельно обобщенных форм черного, белого и красного цвета в эмблемах универмагов, фирм и общественных организаций заставляют вспомнить о лапидарной эстетике самурайских гербов, но исторические аллюзии никогда не становятся навязчивыми. Самым главным источником вдохновения по-прежнему остается природа – весенние цветы сакуры, спасающие от летней жары прохладные воды, красные листья клена под осенней луной, снег на ветвях сосны и стеблях бамбука.
Японцы большое внимание уделяют природе и часто транслируют ее характерные черты на создаваемые предметы. Несмотря на кажущуюся сдержанность, семантика каждого предмета выражает массу смыслов, которые отличают ту стихию, которой посвящен предмет. 
http://happymodern.ru/wp-content/uploads/2015/02/16.jpg

Достаточно вспомнить о знаменитой японской церемонии угощения чаем, в которой изящество выработанного веками рисунка движений как бы сливается с красотой утвари, об исключительном искусстве составления букетов - «икебана», об эстетическом и функциональном совершенстве столярных и других инструментов японского ремесла. Эти традиции, безусловно, не могли не влиять на формирование современного японского дизайна. Однако их возраст измеряется веками, а дизайн в Японии насчитывает не более 60 лет. Основным стимулом его развития, как представляется, были особые экономические условия, сложившиеся в Японии в послевоенный период. За несколько десятилетий японский дизайн вышел на первое место в мире. Его развитие столь же стремительно, как и общий процесс послевоенной индустриализации Японии. Много говорят о Японии как о «загадке XX века». Первая немногочисленная группа дизайнеров появилась в стране в начале 1950-х гг. Когда в 1952 г. они создали японскую ассоциацию дизайнеров, в нее вошли лишь 25 специалистов, в большинстве своем занимавшихся проектированием мебели и интерьеров. Промышленный подъем начала 1960-х гг. вызвал усиление конкурентной борьбы между японскими промышленными фирмами. В заботе о повышении привлекательности своей продукции они вынуждены были прибегнуть к услугам дизайнеров.
История японского дизайна на ранних этапах объясняет одну из характерных его черт - коммерческую ориентацию. Как отмечает известный японский архитектор Кисё Курокава, «девяносто девять процентов японской архитектуры – коммерческий дизайн». Естественно, есть люди, которые считают, что с этим нужно бороться.
Таким образом вырисовывается утилитарная сторона японского дизайна. Однако свойственная японцам недуальность восприятия мира проявляется здесь таким образом, что дизайн не может существовать без единства пользы и красоты. Практическая направленность присуща также стремлению японцев опираться на традиции, то есть создавать новое путём встраивания нового в старое. Так осуществляется единство старого и нового. Устройство традиционного японского дома всегда предполагает стирание границ внешнего и внутреннего пространств, в нём обязательно создаётся промежуточная переходная зона, необходимая для осуществления единства с природой. В современной японской архитектуре присутствует та же идея, она не противопоставляет свои творения природе, а наоборот, синтезируется с ней.
http://happymodern.ru/wp-content/uploads/2015/02/81.jpg

Успехи японского дизайна часто объясняют многовековыми традициями художественного ремесла и быта, эстетическая утонченность и гармоничность которых всегда поражала зарубежных ценителей. Действительно, в формировании предметного мира японцы с древнейших времен придерживались концепции, основу которой составляют функциональность, лаконизм, сдержанность и чистота форм.
Как мы можем видеть, дизайн в Японии невероятно самобытен. Это проявляется в неразрывной связи с многовековой эстетической и философской традицией Японии. Во всем, что создано в Японии, можно обнаружить ориентацию на установки, присущие чисто японскому мировоззрению. И в первую очередь речь идет именно о недуальности, иначе говоря о восприятии мира в его целостности, где «одно в другом», субъект и объект неделимы.
Еще одна из важнейших черт японского менталитета – способность заимствовать внешний опыт, трансформируя его на японский лад, т.е. активно использовать достижения других культур, не теряя своей специфики. При этом новоприобретенный артефакт нередко меняет облик настолько сильно, что, несмотря на внешнее происхождение, может называться не иначе как японским. Так, изначально основанный на высокоразвитых национальных ремёслах, японский дизайн перенимал методы западного дизайна, бережно сохраняя традиции. Следствием этого стало сосуществование, опять же единство, в современном японском дизайне национальных и интернациональных мотивов и принципов.
Говоря о японской эстетике, нужно ввести такое понятие как «печальное очарование вещей» (моно-но аварэ). Это чувство, которое человек испытывает при взаимодействии с вещами, их эстетикой. Такой эстетический принцип коренится в синтоистских представлениях и опять же зиждется на единстве человека и мира. Другое важное понятие – мэдзурасиса, мгновенное ощущение удивления, переживание новизны в восприятии. Такая «необычность» является неотъемлемой частью всего прекрасного. Еще один термин, относящийся к сути японской эстетики, звучит как ваби-саби. Речь идет о красоте простого, как можно более близкого к естественности, а также несовершенного и мимолетного.
Создание собственной творческой концепции японского дизайна происходило на базе так называемого смешанного стиля, возникшего на основе органического сочетания особенностей японского быта и его художественных традиций и лучших достижений мирового дизайна. Ярче всего это проявилось в проектировании интерьеров, мебели, домашнего оборудования. Освоение зарубежного опыта наиболее плодотворно велось в сферах высокоразвитых областей промышленности, прежде всего в электронике.
http://rhzm.ru/system/htmls/137/images/works/ryosuke/7.jpg
Time layout, 2008 Каждый куб — это день, час, минута и секунда. Кубики могут быть организованы в соответствии с вашим чувством времени. Нижняя плоскость функционирует как зарядная станция.
Стоит привести слова Президента исследовательской фирмы Кэндзи Сакуёри: «Нужно воспитывать основополагающие ощущения и чувства, проистекающие из факта наличия человека и вещи, а также окружающей их среды. Это чувства, вытекающие из познания существования собственно вещи. Это ощущение равновесия и соразмерности, вытекающее из познания связей вещей друг с другом и с человеком. Это чувство понимания факта рождения вещи. Это понимание факта умирания вещи. Человеческие чувства, сформированные в совокупности всех этих разнообразных ощущений, позволяют осознавать красоту бытия вещей».
Итак, мы видим, что японский дизайн в своей уникальности требует вдумчивого и осторожного рассмотрения. Его особенностью является то, что, с одной стороны, он является продуктом культуры страны и благодарным наследником ее богатых традиций, сохраняя генетическую память прошлого, как духовных свойств творцов и потребителей, так и отношения к форме и материалу. С другой стороны, он основан на самых передовых технологиях и является ядром промышленного управления. Японский дизайн всегда был ориентирован на задачи гуманизации окружающей человека предметной среды, поиск соответствия технической и духовной сферы. Постоянно стремясь к совершенству, он не вступает в противоречие с традиционной культурой, а использует ее достоинства и специфику, развиваясь вместе с ней.
Думается, что в этой концепции дизайна, делающей упор на гумманизацию не техники как таковой, а среды, ею создаваемой, на проектирование, идущее не от техники к человеку, а от человека к технике, много общего с теми особенностями материально-художественной культуры, которые традиционно сложились у японцев. В этой культуре никогда не было разделения на материальные и духовные виды искусства, мир всегда представлялся пластически целостным. Традиционная японская архитектура, садово-парковое искусство, живопись, предметы ремесел всегда были средством организации предметного окружения человека, и выполнялось это с тем завидным совершенством, которое и сейчас представляется поистине идеальным.

                                      










                                      












Использованные источники
1.     Булавенко О.А. «Мир финнов». Санкт-Петербург 2004г.
2.     Быстрова Т.Ю. Восточные философии как основа экологичного архитектурного мышления: 
3.     Григорьева Т.П. Красотой Японии рождённый. – М.: Искусство, 1993. – 464 с.
4.     Журнал «Идеи вашего дома» №10. Папаскири Т.В., Кириленко И.В. Скандинавский дизайн мебели. Истоки и современность.
5.     Журнал «Финфо» - «Финский дизайн нового тысячелетия». Издание Отдела печати и культуры Министерства иностранных дел Финляндии. Хельсинки - 2001
6.     Журнал «Культура Швеции» издано шведским институтом, - 2002
7.     Журавская Т.М. Творческий путь японского дизайна // Проблемы дизайна - 5, 2009.
8.     Ковешникова Н.А Дизайн. История и теория. – УП.: Омега – Л, 2009
9.     Папаскири Т.В. Искусство и дизайн стран северной Европы. - М.- 2001
10.                       Папаскири Т.В. Кириленко И.В. Скандинавский стиль. Традиции и современность – КА.: Москоу Медиа Групп. 2012
11.                       Судзуки Т. Наука Дзен – Ум Дзен. – К.: Пресса Украины, 1992. – 176 с.
12.                       Устинов А. Дизайн в японской школе. // Хрестоматия по дизайну. – Тюмень: Институт дизайна, 2005.
13.                       Фиелл П. Фиелл Ш. Энциклопедия дизайна. Концепции.Материалы Стили. Ташен 2008
15.                       http://www.studfiles.ru/preview/5557677/page:11/#11
16.                       http://rhzm.ru/posts/137
17.                       http://culture.niv.ru/doc/culture/encyclopedia-xx-vek/index.htm
18.                       http://www.4living.ru/items/article/scandinavia/

19.                       http://scandistyle.ru/emil-arne-yakobsen-datskij-master-dizajna/

Комментариев нет:

Отправить комментарий