Страницы

среда, 14 мая 2014 г.

Вольфганг Паален

Вольфганг Паален (нем. Wolfgang Paalen22 июля 1905Вена — ум. 24 сентября 1959 г. Таско-де-Аларкон, Мексика) — австрийский и мексиканскийхудожник — сюрреалист и теоретик искусства.

Биография
В.Паален родился в смешанной еврейско-немецкой семье богатого коммерсанта и изобретателя Г. Р. Паалена (урожд. Поллака). Детство будущего художника прошло в Вене и в Штирии, где его отцу принадлежал санаторий. В 1913 году его семья переезжает в Берлин, и затем в Силезию, где отец Вольфганга приобретает замок Санкт-Рохусбург. Проведенные здесь годы, овеянные фантазиями и древними сказаниями о таинственном мире фей и эльфов, оказали сильнейшее воздействие на сюрреализм художника 1930-х годов. В 1919 году В.Паален уезжает в Рим, где берёт уроки у Лео фон Кёнига. В 1924 он вместе с Кёнигом приезжает в Берлин, в 1925 выставляет свои работы на Берлинском сецессион. В 1926 год художник проводит в Париже, 1927—1928 годы — в Мюнхене и Сен-Тропе. Затем живёт в Париже, где в 1933 становится членом группы Abstraction-Creation, а в 1936 — сюрреалистской группы Андре Бретона. В 1938 участвует в международной сюрреалистической выставке в Париже (Exposition Internationale du Surréalisme).
В 1939 году В.Паален, вместе со своей женой, французской художницей Алисой Рагон, путешествует по западной Канаде и затем, по приглашению Фриды Кало, по Мексике. В Мексике художник прожил вплоть до 1949 года, здесь в 1941—1945 годах он издаёт специализировавшийся на современном искусстве журнал DYN 1-6. В 1940—1946 В.Паален участвует в различных авангардистских выставках в США, оказывает влияние на развитие в этой стране такого направления в живописи, как абстрактный экспрессионизм. В 1949 году Паален живёт и работает в Сан-Франциско, в 1952 приезжает в Париж, где остаётся до 1954, после чего возвращается в Мексику. В 1959 году художник покончил жизнь самоубийством.

Творчество

В своих работах, начиная с 1932 года, В.Паален ищет возможности соединить абстрактное искусство с сюрреализмом. В 1932—1936 годах на его полотнах выделяются фигуры на фоне абстрактных пространств; произведения Паалена имеют сходство с работами Ганса Арпа. Наряду с Марселем Дюшаном, В.Паален был одним из организаторов сюрреалистской выставки в Париже в 1938 году. На ней был представлен его один из первыхэнвайронментов: на покрытой дубовыми листьями поверхности, в углублении — пруд с лилиями, на берегу которого находится манекен, одетый в фантастические шёлковые одеяния и с летучей мышью над головой. В мае того же года В.Паален выставляет свои, полные фантазии, сюрреалистические полотна в парижской галерее Renou et Colle. Эти работы художника, изображающие фантастические «тотемные» ландшафты, написанные в 1936—1939 годах, сделали его имя известным.
В Мексике художник, параллельно своей деятельности издателя и теоретика искусства, занимается своим, развившимся из фумажа (Fumage) направлением («Spaciales»), которым он впечатляет художественную общественность США в 1945 году, на выставке в нью-йоркской галерее Art of this Century: полотнами, полными пространственности дофигуративной фазы искусства. В.Паален является также автором ряда эссе, в которых излагает своё видение искусства в форме «тотемной мировой гармонии», сходной с пространственной структурностью индейской живописи американского северо-западного побережья. Подобные идеи излагает в своей, вышедшей в Нью-Йорке в 1945 году работе Form and Sense известный американский художник, один из основоположников абстрактного экспрессионизма, Роберт Мазеруэлл, в 1941—1943 году обучавшийся в Мексике у В.Паалена.
В 1936—1994 годах работы В.Паалена выставлялись в крупнейших музеях Парижа, Нью-Йорка, Лондона, Мехико, Вены, Сан-Франциско и др.

Комментариев нет:

Отправить комментарий