НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Факультет
дизайна
РЕФЕРАТ
По
дисциплине «Эстетика»
На тему «Эстетическая природа и
специфика искусства»
Выполнила:
Анаит Артуровна Арутюнян
Студентка 1 курса
Заочного отделения
Москва
2017
Содержание
1. Понятие
искусства
2. Морфология
искусства: родовая, видовая
3. Специфика
художественного познания мира
4. Искусство и наука: общее и различное
5. Взаимодействие
религии и искусства
6. Религиозный
образ и образ художественный
7. Искусство
и мораль: диалектика этического и эстетического в художественном произведении
8. Основные
функциии искусства в обществе
9. Литература
Понятие
искусства
Искусство (от церк.-
слав. искусьство (лат. experimentum — опыт, проба); ст.-слав.искоусъ —опыт,
реже истязание, пытка) — образное осмысление действительности;
процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к
творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким
образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других
людей.
Искусство (наряду с наукой) —
один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине
восприятия мира.
Понятие искусства крайне широко —
оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то
определённой области. Долгое время искусством считался
вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека
к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и
оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на
создание эстетически-выразительных форм.
В масштабах всего
общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности,
одна из форм художественной деятельности общественного сознания и
часть духовной культуры как человека, так и всего человечества,
многообразный результат творческой деятельности всех поколений. В
науке искусством называют как собственно творческую художественную
деятельность, так и её результат — художественное произведение.
Искусство — одна
из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной
культуры; особый род духовного освоения, познания действительности во всем
богатстве ее проявлений, так или иначе связанных с человеком. Искусство
возникает на самых ранних стадиях развития общества и постепенно
становится мощным орудием осознания мира, великим средством духовного
формирования человека. Понять искусство можно, учитывая его предмет,
содержание, функции, которые оно выполняет в обществе и специфический
способ отражения действительности.
Искусство имеет сходство
и различия с другими формами общественного сознания. Так же, как
наука, оно объективно отражает реальность, познает ее важные
и существенные стороны. Но в отличие от науки, которая осваивает
мир с помощью абстрактно-теоретического мышления, искусство познает мир
посредством образного мышления. Действительность предстает в искусстве
целостно, сущность выступает в богатстве своих чувственных проявлений,
единичных и уникальных. Одновременно искусство глубоко проникает
в сущность рассматриваемых явлений, раскрывая их истинную природу.
Предметом искусства является все, что есть интересного для человека
в жизни.
Искусство как особая
специфическая отрасль духовного производства осваивает действительность
эстетически. Все познанное и оцененное выступает в искусстве под
«эстетическим интегралом» (М.Бахтин). Отношения общества и человека
к миру оцениваются в искусстве с позиции основных эстетических
категорий «прекрасного», «возвышенного», «трагического»
и «комического». В своей эстетической оценке действительности
искусство исходит из определенного эстетического идеала, хотя сам
по себе он может осознаваться или не осознаваться. В основе
этого идеала лежит понимание прекрасного и производных от него других
эстетических категорий. Это не означает, что прекрасное должно быть
обязательным, и тем более единственным объектом искусства. Прекрасное
выступает — в этом специфическое отличие искусства от всех
других форм общественного сознания, — принципиальным
и основополагающим критерием в оценке отражаемой и преображаемой
жизни. Эстетический подход отличает искусство и от религии, которая,
как и искусство, также является особым типом духовно-практического освоения
мира. Но в основе религии лежит не эстетика, а вера
в священное, в сверхъестественное, в Бога. В
то же время нравственная ориентированность религии была
и остается причиной тесной связи искусства с религией на всем
протяжении его исторического развития.
Важной стороной искусства
является его отношение к жизненному, духовно-практическому опыту человека.
Отражая и познавая его, оно в то же время расширяет
и обогащает этот опыт. Границы непосредственного опыта в искусстве
раздвигаются. Искусство обращено не только в настоящее,
но и в прошлое и будущее, в мир фантастики
и мечты.
Зритель или слушатель,
воспринимая художественнее произведение, как бы сам совершает творческий
акт эстетического присвоения предмета. Благодаря этому
он и становится сопричастным закрепленному в искусстве практически-духовному
опыту творческой личности художника. Это вызывает у него специфическое
чувство духовной радости, эстетического наслаждения. Это наслаждение
неотъемлемо сопровождает как сам акт творчества, так и художественного
восприятия.
Осознание общественной
роли искусства, понимание его как средства социального воспитания можно
встретить уже у античных авторов (Платон, Аристотель), в древней
эстетике Востока (Конфуций). Если средневековые философы выдвигали
на первый план религиозность искусства, то мыслители эпохи
Возрождения подчеркивали роль искусства во всестороннем и свободном
развитии личности (Кампанелла). Представители Просвещения подчеркнули
нравственно-воспитательную (Шефтсбери) и общественно-мобилизующую (Дидро)
функции искусства. Представители классической немецкой эстетики (Гете, Шиллер,
Гегель) трактовали искусство как «образ свободы», как активную общественную
силу в борьбе за освобождение человека. Русские революционные
мыслители видели в искусстве «учебник жизни» и высоко ценили его
функцию быть «приговором» явлениям действительности.
Художественный образ
часто понимается как часть или компонент произведения искусства. Но
художественный образ можно понимать и как способ бытия произведения
искусства, взятого в целом. В этом случае имеется в виду выразительность
произведения, его впечатляющее воздействие, энергетическое и смысловое,
на зрителя или слушателя. Неразрывная связь художественного смысла
с материальным, чувственным воплощением отличает художественный образ
от научного понятия, абстрактной мысли. Художественный образ
коммуникативен по своей природе. Его смысл, составляющий содержание
художественного образа, создается художником в расчете на то, что
он будет передан, доступен другим. Духовное содержание художественного
образа может быть трагичным, комичным и т.п., но впечатление
от его знаковой материальной формы представляет собой всегда
в полноценном искусстве переживание прекрасного, красоты. Знаковая форма
настроена ещё и на эстетическую функцию. Она имеет завершенную, законченную гармоническую
структуру. Гармоническая структура формы — универсальная черта
художественного образа. Важнейшим фактором удержания внимания в процессе
восприятия художественного образа является сотворчество воспринимающего.
Сотворчество держит внимание воспринимающего в творческом напряжении.
Художественный образ
в качестве художественного символа выступает не только своей
вещественной, знаковой стороной, но и своим идеальным, духовным,
содержательным аспектом. Художественный образ всегда образ чего-то,
он наделен значением. В качестве символа художественный образ
принципиально обладает неисчерпаемой многозначностью, смысловой глубиной
и перспективой. Содержание художественного символа, как и всякого
символа, заключает в себе обязательно какую-то идею, то есть интеллектуальный,
понятийный момент. Это значит, что художественный образ, будучи индивидуально
конкретен и уникален, в то же время несет в себе всегда
обобщение и абстрактность. Но в отличие от понятия, например, в науке,
обобщение и абстрактность в художественном символе дается
не мыслительно — рассудочно (дискурсивно), а интуитивно —
непосредственно.
Морфология
искусства: родовая, видовая
Виды искусства –
это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности,
обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и
различающиеся по способам ее материального воплощения.
Каждый вид искусства
обладает своим специфическим арсеналом изобразительно-выразительных средств и
приемов. Таким образом, виды искусства отличаются друг от друга как предметом
изображения, так и использованием различных изобразительных средств.
Понятие «вид искусства»
– основной структурный элемент системы
художественной культуры. Изобразительное искусство раскрывает многообразие мира
с помощью пластических и колористических материалов.
Каждый из видов искусств
имеет свои особые роды и жанры (то есть внутренние разновидности). Виды
искусства – это звенья единого общественного явления, каждый из них
относится к искусству в целом, как частное к общему.
Видовые свойства
искусства проявляются в конкретную историческую эпоху и в различных
художественных культурах по-разному. Между тем, само деление искусства на виды
связано, прежде всего, с особенностями человеческого восприятия мира. Язык
красок, форм, звуков возник в силу того, что они получили выразительный смысл и
определенное значение в жизни людей.
В ходе функционирования
мировой художественной культуры система видов искусств постоянно изменялась,
проявляя при этом различные, порой взаимоисключающие тенденции: из древнего
синкретического искусства произошла дифференциация всех его видов; в процессе
исторического развития образовались синтетические виды искусств (театр и
архитектура), а влияние научно-технического прогресса стимулировало появление
новых видов искусств (кинематограф, телевидение).
Существование различных
видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами
не может дать всеобъемлющую художественную картину мира. Такую картину может
создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из
отдельных видов искусства.
В эстетической и
искусствоведческой литературе сложились определенные схемы и системы
классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны.
Наиболее распространенной схемой является его деление на три больших группы. В –
входят так называемые пространственные или пластические виды искусств. К ним
относятся архитектура, все жанры изобразительного искусства и художественная
фотография. Для этой группы искусств существенным является пространственное
построение в раскрытии художественного образа. Ко второй группе относятся
временные или динамические виды искусств –
литература и музыка. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во
времени композиция. Третью группу представляют пространственно-временные виды
(театр, кино, телевидение, хореография, эстрада, цирк), которые называют также
синтетическими или зрелищными искусствами.
В свою очередь, искусства
можно группировать и на основе других признаков– зрелищные и незрелищные,
простые и синтетические и т. д.
Архитектура (от греч.
archtekton- архитектор, главный строитель) – этот вид искусства, целью которого
является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности
людей. Архитектура призвана служить удовлетворению как утилитарных, так и
духовных человеческих потребностей, поэтому в ней воедино сливаются красота и
польза, технические и эстетические начала.
В преобразовании
предметной среды большое значение имеет «архитектура монументальных форм»: речь
идет о дорогах, мостах, триумфальных арках, телевизионных мачтах и т. д. Их
отличает масштаб и сложность технической конструкции. В условиях мирового
экологического кризиса важным для человека является и художественно-осмысленная
«зеленая архитектура», то есть «садово-парковая культура», включающая в себя
архитектурно-преобразованный растительный ландшафт, связывающий людей с
природой.
Изобразительными
искусствами называется группа видов художественного творчества (живопись,
графика, скульптура, художественная фотография), воспроизводящих конкретные
явления жизни в их видимом предметном облике. В изобразительном искусстве
художественный образ воплощает зрительное восприятие мира в пространстве и на
плоскости, не развиваясь во времени так, как это происходит в литературе или в
музыке. Однако это не значит, что мир фиксируется статично. Произведения
изобразительного искусства способны передать динамику жизни, воссоздавать
духовный облик человека. Выхватывая из действительности порой одно мгновение,
художник способен сделать в нем большой силы обобщение, показать самое
существенное и типичное. Поэтому, глядя на картину или на скульптуру, можно
представить, что предшествовало данному моменту и что произойдет в последующем.
Основными видами
изобразительного искусства являются живопись, графика и скульптура. Границы
между ними имеют относительный характер, они связаны между собой целым рядом
переходных форм.
Живопись представляет
собой вид изобразительного искусства, произведения которого создаются на
плоскости с помощью красок и цветных материалов. Основными изобразительными
средствами и приемами в передаче тончайших нюансов действительности является
система цветовых сочетаний (колорит). Живопись разделяется на монументальную
(роспись фасадов зданий, стен, потолков) и на станковую (собственно картины).
Основными жанрами
живописи являются: пейзаж (изображение природы, сельский, городской,
индустриальный пейзаж), натюрморт, демонстрирующий естественные предметы
(цветы, фрукты, дичь, рыба, бытовые вещи и т. д.), сюжетно-тематическая картина
– исторического, батального,
жанрово-бытового, анималистического содержания.). Особое место в живописи
занимает миниатюра, представляющая собой живописное произведение небольшого
формата, исполненное на бумаге, металле, кости, фарфоре, дереве. Миниатюры
выполнялись гуашью, акварелью, эмалью, маслом, лаком, темперой.
Еще одним видом
изобразительного искусства является графика. Она основана на однотонном рисунке
и использует в качестве основного изобразительного средства контурную линию,
точку, штрих, пятно. В зависимости от назначения графика делится на станковую,
представляющую оригинальные произведения, имеющие самостоятельное значение и на
прикладную – печатную включающую в
себя гравюру, литографию, офорт, карикатуру и т.д.
Скульптура также является
видом изобразительного искусства. Она воспроизводит действительность в
объемно-пространственных формах.
Основными материалами,
применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. По своему
содержанию, по трактовке образов и форм скульптура делится на монументальную
(памятник, монумент, многофигурный рельеф), станковую (портрет, жанровые сцены,
статуи), скульптуру малых форм (игрушки, медальное искусство, резьба по камню).
По форме изображения
различают: объемную трехмерную скульптуру, то есть допускающую измерение по
высоте, толщине, ширине, обход со всех сторон и различные рельефно-выпусклые
изображения на плоскости. Практически все жанры и формы скульптуры окончательно
сложились в период греческой античности, оставив человечеству в полном смысле
этого слова «классические образцы».
Декоративно-прикладное
искусство – один из древнейших видов творческой
деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения как
практических, так и художественно-эстетических потребностей людей. В этом виде
искусства используются самые разные материалы: глина, дерево, камень, металл,
стекло, ткани, натуральное и синтетическое волокно и т. п.
Дизайн – это
художественно-проектное творчество, способствующее эстетическому формированию
предметно-пространственной среды человека.
Дизайн или художественное
конструирование своим появлением обязано, с одной стороны, бурному развитию
техники и совершенствованию технологических производственных процессов, с
другой - проникновению художественного творчества в новые области деятельности
и расширению границ эстетической действительности.
В 20-е годы XXвека первые
дизайнерские концепции интенсивно разрабатывались в двух крупнейших европейских
учебно-исследовательских центрах. Одним из них был Баухауз (Дом строительства),
созданный В. Гропиусом, другим – московский Вхутемас (Высшие
художественно-технические мастерские). Оба центра создавали так называемое
«производственное искусство», то есть пытались в новых исторических условиях
создать высокохудожественный предметный мир и эстетически обустроить среду
обитания человека.
Начиная с 60-х гг. XXв.
масштабы приложения дизайна стали поистине огромны, произошло его жанровое
структурирование: дизайн окружающей среды, дизайн промышленных изделий, графический
дизайн и т.д. Дизайн несет современному человеку и определенную информацию о
постоянно совершенствующемся мире предметов, о характере их назначения.
Литература –
письменная форма искусства слова, один из основных видов искусства.
Являясь наиболее аналитическим из всех видов искусства, литература при помощи
слова создает реальное живое бытие, или то, что называется «художественная
действительность». Литературные произведения делятся на три рода: эпос, лирику
и драму.
К эпической литературе относят
жанры романа, повести, рассказа, очерка. Эти произведения сюжетны, в них
действительность и человеческие судьбы раскрываются наиболее полно и
развернуто. Специфической чертой эпоса является повествование, в сочетании с
монологами и диалогами персонажей. К лирическим произведениям относятся
стихотворные жанры, такие как: элегия, сонет, ода, мадригал, стихотворение.
Внутреннее состояние, переживания и настроения человека являются основным
предметом отображения в лирике. Наряду с эпосом и лирикой, сложившимся родом
художественного текста является драма. Она предназначена для сценического
воплощения. К драматическим жанрам относятся: собственно драма, трагедия,
комедия, фарс, трагикомедия и другие. В драматических произведениях раскрытие
сюжета и характеров идет через диалоги и монологи.
Главным выразительным и
изобразительным средством литературы является слово. Оно раскрывает сюжет,
показывает литературные образы в действии, а также непосредственно формулирует
авторскую позицию и делает ее доступной читателю.
Музыка –
вид художественного творчества, использующий в качестве средства
воплощения действительности и человеческих чувств звуковые образы. Музыкальный
звук –
это результат творческой деятельности как человеческого сознания, так и
определенного развития художественной культуры общества. Компоненты музыкальной
выразительности: мелодия, лад, гармония, ритм, метр, темп, динамические
оттенки, инструментовка.
Музыка как вид искусства
содержит в самой себе и жанровую структуру. Для музыкального жанра характерны
типичные образные черты, воплощенные в присущую только ему форму, которая
организует само развитие музыкального материала и его восприятие слушателями.
Основными жанрами музыки являются: оперный, симфонический, камерный,
инструментальный, вокально-инструментальный и др.
Современная музыка
активно включена в систему синтетических видов искусства: театра и кино.
Под синтезом искусств
понимается добровольное соединение, сочетание, органический союз равноправных,
окончательно сформировавшихся, самостоятельных видов искусства.
Синтез искусств
осуществляется под эгидой одного вида искусства и опирается на свойственную ему
образность. Отсюда типологически синтезы различаются на пластический,
театральный и кинематографический.
В основу пластического
синтеза искусств заложено архитектурное сооружение (здание, архитектурный
комплекс). Оно дополняется монументально-декоративной скульптурой (статуи,
рельефы, лепной декор и т.д.), живописью (фрески, панно, мозаики, витражи,
орнаменты и т.д.), а также произведениями декоративно-прикладного искусства
(народные промыслы и промышленный дизайн), которые развивают и конкретизируют
собственно архитектурный образ. Примерами удачного синтеза искусств могут
служить: средневековые соборы, современные культурно-спортивные сооружения,
станции метро и т.д.
Главным элементом
театрального зрелища является сценическое действие, осуществляемое творческим
коллективом.
Театральный синтез
искусств включает авторское содержание, режиссерское прочтение, актерское
исполнение, с участием музыки, хореографии, художественного оформления. Театр
объединяет самые различные жанры сценического искусства –
будь то драма или балет, опера или пантомима.
Специфика
кинематографического синтеза искусств тесно связана с особенностями кинообраза,
включающего в себя пластическое воспроизведение реальных событий с помощью
таких выразительных средств, как киноизображение и монтаж.
Исторически в
кинематографе сложилось три жанра: игровой (художественный), неигровой
(документальный и научно-популярный) и мультипликационный. В игровом кино
художественный образ создается на основе сценария, оригинального или
написанного по мотивам литературного произведения.
Неигровое кино
(документальное и научное) выражает действительность непосредственно, напрямую.
Основой поэтики
мультипликационного кино являются метафоричность, иносказательность,
позволяющие через опосредованное изображение реальности создать иллюзию ее
прямого соответствия действительности. И хотя мультфильм – графический
(рисованный) и объемный (кукольный) – самый условный жанр кинематографа, его
метафорические образы и формы позволяют зрителю понять иносказание, узнать в
условном мире мультфильма мир реальный, повседневный.
Все жанры кино
взаимодействуют между собой, используя различные монтажные, звуковые и цветовые
приемы. Происходит взаимопроникновение и взаимообогащение жанров. Современный
кинематограф в этом смысле достаточно полифоничен.
Специфика
художественного познания мира
Конечно,
образное мышление характерно не только для художника "но и для ученого. В
свою очередь, логическое мышление свойственно писателям. Писатель познает жизнь
и как политик, и как экономист, и как социолог, и как психолог, и как философ,
и как историк .
Экономисты,
социологи изучают общие законы развития общества, их влияние на жизнь людей,
медики — человеческий организм, психологи — общие законы человеческой психики.
Наука — сфера внеморальные и позаестетична, а искусство оценивает изображенное
с позиций добра и красоты. Наука изучает мир односторонне, она, по словам
Чернышевского, делает как бы "разрез" предмета, искусство стремится к
всестороннему, универсального изображение конкретного предмета. Писателя
интересует внешность героя, его поступки, поведение, отношение к окружающему
миру, психология, логика характера, речь. В эпическом и драматическом
произведении каждый герой имеет свое имя и фамилию. В науке конкретное,
индивидуальное не учитывается, в художественном образе органично сочетается
общее и индивидуальное. Именно чувственный характер отличает художественный
образ от научного понятия.
Ученый
(медик, химик, биолог, физик) делает обобщения на основе многих фактов. Для
писателя важно даже случайное и исключительное. Они могут быть материалом для
художественного обобщения.
Искусство,
имея наглядный характер, является доступным, чем наука. Наука труднее
воспринимается. Познание научной истины, отмечает Гегель, "нуждается
своеобразной культуры, больших усилий и многообразных познаний в области
определенной науки и понимания ее места среди других дисциплин. Интересы же
такого рода занятий не является всеобщей движущей силой человеческого сердца, а
всегда ограничиваются узким кругом лиц".
Наука
делает нас специалистом в определенной области знаний, искусство воспитывает
человеческие чувства, знакомит с сутью добра и зла, красоты и уродства. Наука и
искусство имеют свои открытия. Ученые открывают планеты, раскрыли строение
атома. Искусство раскрыло трагедии доверчивого Отелло, волнующие чувства
Татьяны Лариной. Наука влияет на искусство. Под влиянием учения Дарвина о
происхождении родов и видов в природе появился эволюционный метод в
литературоведении. Э. Золя пытался генетически исследовать происхождение
недостатков в героев своих произведений. В свою очередь искусство влияет на
науку. Путешествие на подводной лодке сначала сделали герои Жюля Верна,
впоследствии были сконструированы подводные лодки.
В
мышлении ученого и писателя есть много общего. Есть люди, которые проявляют
склонность как к науке, так и к искусству. Так, И. Франко был не только
писателем, но и историком и теоретиком искусства, Софья Ковалевская увлекалась
и математикой, и литературой. Шекспир интересовался болезнями мозга, он так
убедительно показал безумие Короля Лира, что психиатры не имеют к этой сцене
никаких претензий.
Образный
способ познания возник раньше, чем научный. Для древних греков философией была
мифология, с помощью мифологии они объясняли непонятные политические,
экономические процессы, явления природы и судьбы людей.
Искусство и наука: общее и различное
Наука и искусство — вполне
самодостаточные области культуры; разумеется, научная и художественная
деятельность существенно отличны. Границу между ними проводят с помощью
противопоставлений чувственного и рационального, конкретного и абстрактного,
ценностно-эмоционального и познавательно-теоретического. Действительно,
художественное восприятие — это альтернативный рационально-теоретическому
способ отношения к действительности. Художественное восприятие оперирует
конкретно-чувственными образами, основывается на целостном переживании мира.
Тем не менее издавна замечена и определенная близость, родство науки и искусства.
Еще в Античности было
обнаружено, что искусство содержит в себе известное разумное начало
(Аристотель). В некотором роде искусство тоже является разновидностью мыслительной
работы: искусство, как и наука, вовлечено в своего рода познавательное
отношение. Опыт, развертываемый искусством, позволяет ему знать нечто о мире,
причем совсем с другой стороны, чем это предлагается наукой. Искусство
позволяет постичь и пережить красоту, целостность окружающего мира, его
индивидуальные особенности, выразить наши собственные эмоциональные состояния и
их оттенки.
Искусство, как и наука,
тоже способно изобретать новые выразительные средства, открывать новые феномены
и закономерности. Так, музыкальный опыт включает в себя изучение звуковых
структур (мелодических и гармонических), возможностей ритма. Он, как и научный
опыт, постоянно расширяется и обновляется, примером может служить открытие
необратимых ритмов известным французским композитором XX в. Оливье Мессианом
описанных в “Трактате о ритме” (1948).
Художественное мышление
использует ряд средств, общих с научной деятельностью, — аналогию,
абстрагирование, идеализацию, экспериментирование, моделирование и др. Эти
средства применяются в специфическом для искусства преломлении. Художественное
произведение представляет собой особую эстетико-интеллектуальную конструкцию.
Оно обладает своеобразной логичностью, внутренней смысловой связностью,
адекватностью формы и содержания, опирается на закономерности выразительного
языка.
Еще одним существенным
поводом для сближения науки и искусства является полифункциональность научной и
художественной деятельности. Ряд функций оказывается для них общими. Это,
например, такие как:
1) упорядочивающая (наука и искусство создают и непосредственно выражают представления о порядке мироздания, общества, человеческой жизни);
2) воспитательная (посредством обращения к
ценностно-насыщенным сюжетам; в науке эта роль относится прежде всего к
гуманитарным исследованиям);
3) инновационная
(создание новых социокультурных образцов).
Взаимодействие
религии и искусства
Религия, философия и
искусство наиболее удалены от экономической жизни общества, и это придает им
особые черты в процессе реального функционирования, их взаимодействия и
взаимовлияния. Причем взаимодействие это рассматривается на уровне развитых
форм художественного и религиозного сознания, т.е. в аспекте
философско-эстетического, теоретического анализа.
В процессе длительного
исторического развития и взаимодействия искусства и религии возникала
определенная, функционирующая в структуре той или иной религии система искусств.
Причем каждая из мировых религий ввела в свою структуру ту или иную систему
искусств и на уровне представлений, и на уровне настроений, и на уровне
действий.
Однако в каждой религии,
как правило, доминирует один из этих уровней, что создает совершенно
неповторимую и специфическую атмосферу духовной вообще и религиозных явлений,
возникающих в процессе этого взаимодействия. Когда искусство начинает
пронизывать все уровни религиозного сознания, это способствует процессу
деформации структуры целостного религиозного организма.
Вместе с тем в процессе
этого взаимодействия возникают синтезирующие искусства, которые определяют
общие принципы организации данной системы искусств. Хотя этот процесс
складывался стихийно, были попытки практически организовать искусство вокруг
церкви.
Вместе с тем в системе
искусств той или иной религии существовало не только синтезирующее, но и
ведущее искусство — такое искусство, которое определяло принцип
функционирования данной художественной системы, ее реальную жизнь.
Религиозный
образ и образ художественный
В гносеологическом
аспекте процесс взаимоотношения художественного и религиозного особенно ярко
выделяет их эмоциональную общность и противоположность в конечных
гносеологических целях.
В искусстве
художественный образ есть результат «преодоления» смутного интуитивного
рефлексирования, результат превращения импульсивной эмоции в
эмоционально-рациональную целостность. Причем сам процесс создания
художественного образа предполагает органическое вплетение рационального в эстетическое
отношение художника к объекту своего творчества.
Это становится доминантой
в процессе художественного отношения к миру, так как эстетические эмоции — это
«умные эмоции», позволяющие художнику постоянно включать себя в процесс
обнаружения существенных признаков воспроизводимого объекта. Эти чувства
проходят через горнило разума, не утрачивая при этом своей непосредственности,
что и придает художественному образу неповторимое очарование, духовную глубину
и проникновенность.
В религиозно-эстетическом
отношении к объекту доминирует элемент смутного предощущения объекта. Именно
поэтому гносеология почти всех мировых религий ориентирует верующего и
художника на то, что художественное произведение не есть образ, отражающий
существенное в реальном объекте, но всего лишь бледное напоминание о
совершенном божественном идеальном начале.
В этой идее схвачен один
из реальных моментов отражения действительности человеческим сознанием.
Действительно, эмоция, как психофизиологический момент отражения,
непосредственно не связана с рациональной, логической, оценкой объекта. Поэтому
через определенную систему воздействия на сознание человека процесс познания
можно остановить на стадии неясного, туманного отражения, не раскрывающей
причинно-следственных связей, и перевести его на следующую ступень — ступень
выводов и всеобщих заключений, на уровень не только мироощущения, но и
мировоззрения. Нарушается диалектическое взаимодействие чувственного и
рационального в процессе познания, в результате чего достигается не познание
объекта, а лишь смутное, примерное его отражение.
Религии через систему
художественно-образных решений и эстетическое воздействие на человека
закрепляют этот механизм как устойчивые социально-психологические принципы
поведения верующего.
Для верующего любой
религии характерна слаборазвитая способность переводить чувственные, образные
впечатления на уровень строго логического анализа, на уровень построения
умозаключений. Он, как правило, переводит их сразу же в сферу принципов и
представлений, сложившихся на основе религиозной веры. Именно поэтому в
искусстве, органически связанном с религиозным обрядом, всячески подавляются
элементы художественной фантазии, стремление выйти за пределы религиозного
канона. Именно поэтому гносеологическое значение религиозного канона
заключается в том, что он дает возможность эмоциональные, смутные реакции
перевести сразу же на уровень жестких, твердых религиозных представлений, минуя
путь творческой фантазии.
Даже в пределах
церковного искусства существовал антагонизм между художественно совершенными
произведениями и ремесленными поделками, сработанными в строгом соответствии с
каноном. «Троица» Рублева и Колочьская богоматерь! — восклицает М. В. Алпатов.—
Вот две диаметрально противоположные концепции. У Рублева икона превращается в
предмет философского, художественного созерцания. В рассказе летописца икона —
всего лишь предмет культа, наделенный магической силой. Два мира, два
представления, две эстетики. Нужно не забывать этого антагонизма, чтобы понять
огромное... значение Рублева».
Что же касается
религиозной фантазии вообще, то и здесь очень четко обнаруживаются
догматически-мистические границы ее полета, что, собственно, и лишает ее
качественного своеобразия подлинной творческой фантазии, присущей науке и
искусству. На это указывают крупнейшие исследователи истории искусства. Так,
например, В. Н. Лазарев пишет о том, что «у византийцев отсутствовало понятие
художественной фантазии, возможность адекватного познания идеи в корне
отрицалась» и именно поэтому в византийской иконографии «не существует
свободной игры творческой фантазии».
Стремление создать у
зрителя впечатление ирреальности образа, акцентировать его внимание на
аллегорическом значении образа требовало от церквей создания определенных
приемов такого его построения, которое создавало бы это ощущение ирреальности.
Европейская христианская церковь достигает этого через сложную систему
организации внутреннего интерьера собора, в котором скульптурные изображения
святых как бы плавают и парят в ирреальном пространстве.
В православном
христианстве художник, пользуясь приемом обратной перспективы, достигал этой
ирреальности в иконописи, замыкая верующего во внутреннем пространстве,
образуемом при восприятии иконы. Огромное значение в создании этого впечатления
имело и освещение, которое усиливало ощущение ирреальности. «...Икона может
созерцаться,— писал П. Флоренский,— ...только при этом струении, только при
этом волнении света, дробящегося, неровного, как бы пульсирующего, богатого
теплыми призматическими лучами... Мы усматриваем при этом... освещении лики, т.
е. горние облики... первоявления Urfenomen — сказали бы мы вслед за Гёте».
Мусульманская церковь
достигала этого через семантико-эстетическую организацию орнамента, в котором
заключался не только художественный образ, но и выражалась мудрость Аллаха. В
буддизме это целая система ритуальных танцев или канонических изображений
Будды, создающих не менее глубокое ощущение ирреальности. Стремление сохранить
в верующем это ощущение ирреальности с неизбежностью приводило к тому, что раз
найденные приемы (наиболее эффективного воздействия на него в этом направлении)
закреплялись и догматизировались. Так поступала любая церковь — каждая мировая
религия создала систему художественных канонов.
Поэтому, будучи в
определенных исторических пределах необходимыми и неизбежными, в дальнейшем эти
приемы становятся таким художественным принципом, в котором уже не могут быть
схвачены существенные признаки духовной жизни общества — он все более и более
удаляется от нее, становясь уже просто формальным приемом. Вот почему искусство
в своей реальной истории неизбежно освобождалось от них, вырабатывая
диалектические, более подвижные и вместе с тем более содержательные и глубокие
основы создания художественного произведения.
Этой основой существования
произведения является художественный образ. Его особенностью является то, что в
нем не просто конструируются иллюзорные модели жизни (например, религиозно
понятые в каноне), а воссоздается полнота этой жизни, преобразованная
творчеством художника.
Его своеобразие и отличие
от всех иных форм отражения действительности заключается в том, что в
художественном образе действительность предстает перед нами как целостный,
чувственно богатый мир. Это происходит оттого, что для подлинного художника
важна не только сущность отображаемого объекта, но и его неповторимое,
конкретное бытие, его реальное существование. Именно этим обусловлено то
целостное, гармоническое воздействие художественного произведения на человека,
которое свойственно искусству.
Эта специфика
художественно-образного отражения действительности была глубоко раскрыта в
философско-эстетическом анализе; вместе с тем современные частные методы
исследования природы художественного образа подтверждают и конкретизируют
именно такое понимание его сущности. Например, современные уровни анализа
искусства в информационном аспекте позволяют более глубоко понять его
собственно эстетическую образную природу.
Так, например, в теории
информации искусство предстает перед нами как многосторонняя, системная структура,
которая требует от воспринимающего его субъекта постоянного обогащения его
тезауруса. Именно поэтому «истинно талантливое произведение ...неограниченно
информативно. При повторном прочтении оно способно вызывать новые мысли и новые
переживания. Подлинное искусство динамично, а не статично».
Это связано с тем, что
искусство как информационная система обладает избыточной информацией, которая
позволяет субъекту восприятия более полно и индивидуально освоить то, что хочет
сообщить ему художник. Это отнюдь не уменьшает эстетической значимости
искусства, как думают оппоненты этой концепции. Так, например, Л. С. Салямон
пишет: «...некоторые исследователи говорят «о большой избыточности
естественного изображения». Но если принять эту точку зрения и все невысказанные
оттенки и нюансы ощущений считать «избытком», то невольдо аннулируется и
эстетическая сфера восприятия. На сите сознания тогда остается только
смысловая, логическая оценка».
Л. С. Салямон предлагает
применить к объяснению природы эстетического восприятия искусства принцип
воронки, суть которого заключается в том, «что начальные звенья органов чувств
принимают больше сигналов, чем их по нервным проводникам доходит до центральной
нервной системы, а в начальные отделы центральной системы поступает больше
сигналов, чем в высшие».
Применительно к искусству
это означает, что для художника существенны не только уровни нижней части
воронки, но и верхней, которые он схватывает и реализует, подчас на интуитивном
уровне. И это вовсе не является «избытком» невербализуемой части
художественного отражения, но лишь свидетельствует о большей образной полноте
художественного мышления. Данное обстоятельство подчеркивают и сами художники.
«Ученые приумножают свои создания, — писал Роберт Фрост,— планомерным трудом, подчиненным
законам логики; поэты же делают то же самое, не заботясь о планомерности и
совсем не обязательно прибегая к книгам. Они не стремятся удержать что-то в
памяти, но если что-то удерживается, как клочки прилипшие к одежде, покуда
человек гулял в поле, — они не против».
Таким образом, и принцип
воронки, и концепция избыточной информации применительно к искусству совпадают
в главном — они пытаются объяснить полноту художественного образа, его
возможности целостно воздействовать на человека, на все уровни его психики — и
сознательные и подсознательные, интуитивные.
Причем художник здесь
часто полагается не только на свою интуицию, на природу своего таланта, но и
сознательно организует свое произведение так, чтобы наиболее оптимально,
целостно воздействовать на человека. «Поэт знает, что он мог написать иначе,—
замечает Ю. М. Лотман,— для читателя в тексте, воспринимаемом как
художественный, случайного нет. Читателю же свойственно считать, что иначе не
могло быть написано...».
Это делает художественный
текст, художественное произведение более информативным, нежели нехудожественный
текст, так как эта сознательная организация художественной структуры дополняет
и углубляет то, что добыто художником на интуитивном уровне; и все это
реализуется как избыточная художественная информация. Эти частные методы
исследования искусства в общеэстетическом, методологическом контексте еще более
основательно подчеркивают своеобразную универсальность и полноту
художественного образа, способность искусства целостно воздействовать на
человека.
Художественный образ есть
соединение избыточной информации с сознательной организацией структуры
произведения, так как процесс создания художественного образа есть органическое
соединение всех уровней духовной жизни художника.
Это становится важным
моментом в процессе художественного отношения к миру, и именно это делает
художника «камертоном эпохи», способным обнаруживать существенные черты своего
времени с прогрессивных социальных позиций. Поэтому искусство, в системе
обратной связи, участвует в социализации человеческого разума, воли и чувства,
т. е. целостно, универсально формирует личность. В искусстве заключена,
присутствует в снятом виде реальная, действительная универсальность,
целостность и совершенство человека. Оно создает убедительную картину
совершенной жизни; оно формирует гуманистические принципы поведения, отвечает
на самые сокровенные вопросы человеческого бытия, общение с ним позволяет
человеку восстановить или развить естественное, заложенное в нем богатство его
духовного мира.
В
религиозно-конструируемом же восприятии мира доминирует лишь один уровень —
момент смутного предощущения объекта, и поэтому гармония человеческой
субъективности здесь разорвана. Поэтому и художественный образ в этом случае
выступает как напоминание божественно-идеального или как религиозно понятая
реальность, действительность, как некая предметность божественного.
Искусство
и мораль: диалектика этического и эстетического в художественном произведении
Особый интерес к духовной
составляющей культуры проявился в конце XIX века и получил своё развитие
в XX веке. Существует значительное
количество определений культуры, среди которых культура представляется как
исторически сложившаяся сфера жизнедеятельности человека, в которой
приоритетными являются духовные
ценности. Духовность — одно из
сложнейших явлений, истолкование которого
проблематично, понимание дискуссионно. Из большого числа подходов к
проблеме духовности отчетливо прослеживаются три основных. Первая интерпретация
духовности связана в традиции с религиозно-христианским началом. Вторая
интерпретация является по сути светской и распадается на два направления. В одном, понимание духовности,
связывается с идеалами добра, красоты, истины, веры и обладает качеством возвышенного, в другом
— под духовностью подразумевается
свободная внутренняя жизнь человека, его устремления и рефлексия по поводу своих
и чужих действий, независимо от оценочных к ним отношений.
Духовная свобода — это
избирательная активность сознания, интуиции, бессознательного, воли, которые в результате борьбы мотивов мобилизуются
на самостоятельное осуществление выбора,
принятие решений и нахождение путей их реализации. В «Толковом словаре
русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой нравственность трактуется как
внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические
нормы и правилаповедения, определяемые этими качествами. То есть нравственность
отражает взаимоотношениямежду людьми, устои их жизни, общечеловеческие
ценности.
Уместно упомянуть о
разделении культуры на материальную и
духовную. В последние десятилетия в
нашей культурологической мысли не раз высказывалось представление о возможности
связи материального и духовного в культуре, снимающего их противоположность, однако одни теоретики
утверждали, что таким третьим слоем культуры является политическая культура, другие — что им
является культура общения, третьи, — что
отождествление материального и духовного
происходит в художественной культуре. Так, М. С. Каган пишет, что именно и только в художественном творчестве
материальное и духовное взаимно
отождествляются, а не просто соединяются
или уравновешиваются, т. е. вступают в
особый вид связи, в котором свойства обоих «партнеров» уничтожаются и рождаются
новые системные свойства. Художественное творчество создает «новую реальность»,
которая, с одной стороны, материализует,
объективизирует отражение мира всознании
художника, а с другой — образует специфический «язык» искусства, без которого
невозможно осуществление им коммуникативной функции. Отражение действительности
может стать всеобщим достоянием только тогда, когда оно воплощается в
определённой системе художественных
средств, играющих роль своеобразных знаков, когда оно, таким образом,
закрепляется в «языке» искусства. Художественное произведение проникает всознание читателя, зрителя, слушателя,
воспринимается в своём идейно-социальном и социально-психологическом содержании
другими людьми, обществом, будучи системой знаков, обладая знаковым (семиотическим) аспектом. Этот аспект находится между творческим и социальным как
выражение впродукте творчества
определенного социального значения.
Художественное
произведение объединяет в себе различные
характеристики, будучи и познавательным отражением действительности и её
оценкой, материальной конструкцией и
особого рода знаковой системой, выражением индивидуально-неповторимого
духовного мира личности и социальным
явлением, игрой и средством воспитательного воздействия. И все эти
характеристики системно взаимосвязаны,
являясь разными аспектами нерасторжимого в своей целостности произведения
искусства. Только в искусстве мы можем встретить превращение материального в духовное, а
духовного в материальное.
По мнению Л. Н.
Столовича, любой вид деятельности становится эстетически значим в меру
того, насколько он является, во-первых,
творческим, вовторых, целесообразным, в-третьих, свободным. Именно эти особенности человеческой
деятельности выступают как показатели её
эстетической ценности, потому что в них выражена степень утверждения человека в мире, притом человека не в
какой-то односторонней определённости, а
целостного. Каждый из этих показателей эстетической значимости человеческой деятельности представляет собой
интегративную характеристику деятельности, синтезирует в себе её различные
виды.
Творчество — это не
просто деятельность. В творческой деятельности возникают качественно новые, небывалые материальные и духовные ценности.
Но это становится возможным только благодаря тому, что в процессе творчества
обнаруживаются, проявляются и развиваются высшие духовные способности
человеческой личности — разум и
воображение, эмоции и воля. Творчество в преобразовательной деятельности
опирается на познание; оно немыслимо без ценностной ориентации иобщения. И, с другой стороны, оно присутствует и в познании мира, и в оценке его явлений.
Анализ художественного произведения
любого вида искусства показывает, что именно эстетические свойства действительности есть предмет его отражения,
его познания. Это очевидно, например, в
произведениях тех видов искусства,
которые основаны на воспроизведении конкретных явлений действительности, — в живописи, скульптуре, графике, кино, в
художе- ственной литературе (особенно в
эпическом и драматическом роде). Художественный образ, отражая эстетические свойства действительности, сам
обладает определенным эстетическим свойством как образ прекрасного или
отвратительного, возвышенного или
низменного, трагического или комического,
трагикомического и т.д., т.е. является эстетически определенным. Положительный или
отрицательный характер персонажа в
художественном произведении должен
вытекать из эстетической определенности
жизненных явлений, а не быть следствием абстрактной схемы. Как пишет Л. Н. Столович, искусство
действует не на одну какую-либо человеческую
способность и силу, будь то эмоция или
интеллект, а на человека в целом. Оно формирует, подчас безотчётно, неосознанно,
саму систему человеческих установок, действие которых проявится рано или поздно
и зачастую непредсказуемо, а не просто преследует цель побудить человека к тому или иному
конкретному поступку. Например, в
стилистике театрального спектакля
отображается не только духовное состояние актеров, но и духовные устремления
режиссера-постановщика, композитора, сценографа, других соавторов постановки.
Режиссер при создании спектакля
эстетически и нравственно оценивает явления действительности, и особым
художественным образом, отображает и
интерпретирует информацию о них. Таким
образом, эстетическая оценка — это в том
числе отражение действительности через духовный мир человека, личности через призму его
нравственно-эстетических ценностей.
Между социальным аспектом и отражательно-информационным располагается
воспитательный аспект, соответствующий
воспитательной деятельности, осуществляемой художником в процессе творчества. Воспитательные возможности
искусства реализуются благодаря
способности отражения действительности с
точки зрения общественных потребностей и
интересов, с позиций определенных в
обществе социальных норм и ценностей, взглядов
и идеалов. Благодаря этому искусство и оказывает социально-воспитательное воздействие на
человека, формируя его в духе
сформировавшихся общественных норм и ценностей.
Внушающая, или суггестивная (от лат. suggestio — внушение), функция искусства обусловливает
его особую действенную силу. Искусство
обладает способностью внушающего воздействия потому, что само представляет собой выражение духовного
мира человека-художника. В своем
психологическом аспекте художественное творчество захватывает не только осознаваемые, но и неосознанные пласты
человеческой психики, а потому может действовать не только на сознание человека, но и на его
подсознание, бессознательное. Диалектическая взаимосвязь сознательного и
бессознательного в эстетическом отношении и художественном творчестве, причастность
того или другого к сфере бессознательного
и обусловливают суггестивную функцию искусства, его внушающее воздействие на
воспринимающего художественное
произведение человека. Одним из
важнейших факторов суггестивного воздействия искусства является его эмоциональный заряд,
способность не просто передавать человеческие чувства, но и пробуждать их у читателя, зрителя,
слушателя. Поэтому на первый план при формировнии личности выходит культурное
окружение икультурные традиции, внутри
которых человек существует: эстетические вкусы, как и этические нормы воспитывают и формируют личность, оказывая влияние
на нее через воспитание, традиции,
образование. Но, как и в сфере этики, основное вэстетике — это собственные усилия
личности, поскольку в эстетическом отношении человек также
находится в сфере внутреннего выбора и внутренней свободы.
Основные
функциии искусства в обществе
·
Основными функциями искусства в обществе
являются: гносеологическая
(познавательная) функция, где искусство – это способ образно-чувственного
познания мира; искусство отражает те стороны жизни, которые наука освоить не в
состоянии – это красота восприятия мира – журчание ручья, шелест листьев, шум
прибоя;
·
аксиологическая
(ценностная) функция –искусство помогает оценивать действительность и
ориентироваться в ценностях духовной культуры, дает возможность человеку
выработать собственные установки и ценностные ориентации по отношению к
типичным жизненным обстоятельствам;
·
воспитательная функция, где
искусство – это своеобразный «учебник жизни», который влияет комплексно на ум и
на сердце человека, формируя целостную личность посредством морального,
духовного и социального усовершенствования человека;
·
катарсисная функция(греч.katharsis
– очищение) – искусство формирует комплекс
ощущений и мыслей людей через сострадание, страх, сопереживание героям
трагедии; своей гармонией оно содействует сохранению и восстановлению
психического равновесия человека;
·
коммуникативная функция –
искусство способствует общению людей друг с другом;
·
суггестивная функция –
искусство внушает определенный строй эмоций, чувств мыслей, которые влияют на
личность, совершенствуя или разрушая ее;
·
гедонистическая функция
(искусство как наслаждение) – искусство
дает возможность личности получить наслаждение от процесса творчества, от
художественной формы, которая находится в гармоничном единстве с содержанием;
·
эвристическая функция –
искусство активизирует и развивает творческие потенции людей, требует
индивидуальной активности, способствует проявлению инициативы и свободы
личности;
·
рекреативная функция –
искусство как форма отдыха и развлечения, в нем ищут средство психической разрядки,
уголок, в котором человек может уединиться от забот будничной жизни.
Все важные функции искусства подчинены одной главной
задаче – служат воспитанию человека, формированию его как личности, являются
мощным стимулом творческого самосовершенствования и самореализации человека.
Вывод
1. Искусство
– это уникальный механизм духовной культурной эволюции человечества, оно
представляет собой сложное многогранное и исторически изменчивое общественное
явление.
2. Искусство
является наиболее доступной формой усвоения знаний, формирования ценностей и
идеалов, поскольку воспринимается в конкретных формах жизнедеятельности.
3. Всесторонне
развивая личность, искусство формирует сознание масс, чем существенно влияет на
исторический процесс.
Литература
1. Бычков
В.В., Маньковская Н.Б., Иванов В.В. Триалог. Живая эстетика и современная
философия искусства. Прогресс-Традиция. 2012.
2. Бычков
В.В., Маньковская Н.Б., Иванов В.В. Триалог plus. Прогресс-Традиция. 2013.
3. Борев,
Ю.Б. Эстетика. Высш. шк. 2002.
4. Бычков
В.В. Эстетика. Гардарики. 2004.
5. Дмитриева
Н. Происхождение искусства. Всеобщая история искусств. Том 1. Москва.
1956.
6. Дойч
Д. Начало бесконечности. Альпина Паблишер. 2016.
7. Ежов
В.С. Истоки эстетического сознания. Сибирский государственный университет
телекоммуникаций и информатики, Наука. 2009.
8. Жидков
В.С., Клявина Т.А. Социология искусства. Прогресс-Традиция. 2010.
9. Каган
М.С. Избранные труды в VII томах. Том IV. Вопросы эстетики и искусствознания.
Петрополис. 2011.
10.
Каган М.С. Избранные труды в VII томах.
Том V. Проблемы теоретического искусствознания и эстетики. Книга 1. Петрополис.
2008.
11.
Каган М.С. Избранные труды в VII томах.
Том V. Проблемы теоретического искусствознания и эстетики. Книга 2. Петрополис.
2008.
12.
Костина А.В. Проблемы массового и
элитарного искусства. Московский гуманитарный университет. 2011.
13.
Мезенцев Е. А., Литвина Д. В. Омский
научный вестник. Выпуск№ 5 / 2013.
14.
Ортега-и-Гассет Х., Мерло-Понти М.,
Ингарден Р. Эстетика и теория искусства XX века. Прогресс-Традиция. 2007.
15.
Петрушенко Л. Этика и эстетика. Львовская политехника,
2008.
16.
Угринович Д.М. Искусство и религия.
Политиздат. 1982.
17.
Яковлев Е. Г. Искусство и мировые религии.
Высшая школа. 1977.
18.
Яковлев Е.Г. Эстетика .Гардарики. 2004.
Комментариев нет:
Отправить комментарий