НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Факультет
дизайна
РЕФЕРАТ
По
дисциплине «Цветоведение и проектная колористика»
На
тему «Роль цвета в пространственной композиции»
Выполнила:
Анаит Артуровна Арутюнян
Студентка 1 курса
Заочного отделения
Москва
2017
Содержание
1. Введение
2. Роль
цвета в композиции объектов дизайна. Возможности использования цвета для
достижения эстетической выразительности, художественной образности и
композиционной целостности произведений дизайна
3.
Цветовая
композиция
4. Цвет
в пространственной композиции
5. Цветовой тон. Светлота
6. Цветовые контрасты
7. Особенности воздействия контрастных цветовых пар
8. Место
цвета в формировании пространственных форм
9. Сочетание
формы и цвета
10. Список
литературы
Введение
Композиция способствует
развитию образного мышления, несет в себе содержательный аспект и делает
творчество более осознанным, а не случайным. Поэтому нам так важно изучение
данной учебной дисциплины. В подтверждение этому обращусь к цитате Леонардо да
Винчи: «Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и
суждением глаза, подобен зеркалу, которое отражает противопоставленные ему
предметы, не обладая знанием их».
В повседневной жизни
человек получает из окружающей среды огромное количество самой разнообразной
информации – это звуки природного, техногенного происхождения, звуки, созданные
человеком (музыка), это обонятельная информация (запахи), осязательная информация
(рукопожатия, а также самые различные прикосновения, неизбежные в повседневной
жизни). Но, пожалуй, самый основной канал получения информации для человека –
зрение. Посредством его мы получаем 80% информации из окружающей среды. Именно с
помощью зрения мы выявляем окружающий нас мир, его составляющие, его объемы… Но
что же нам помогает выявить и распознать объем? И это один из главных факторов
– цвет.
Проблема использования
цвета – одна из самых сложных и многогранных в сфере деятельности архитектора,
дизайнера, художника. Различные аспекты этой проблемы требуют для своего
решения совместных усилий архитекторов и представителей естественных и точных
наук. Трудно сказать, чей вклад в развитие науки о цвете больше: физика Ньютона
или художника Леонардо да Винчи, физиолога Кравкова или поэта Гете. Отличные
результаты давала творческая дружба, связывающая людей самых разных профессий.
Задачи, решаемые цветом в
интерьере, многочисленны и разносторонни. "Без цвета архитектура
невыразительна, слепа,- говорит Тео ван Дусбург, один из представителей группы
"Де Стиль" продолжает: - Потребность современного человека в цвете
так же велика, как потребность в свете, движении (танце) и даже в звуках. Все
это - основные факторы в жизни современных людей, их современная "нервная
система". В этих словах – признание за цветом способности выступать в
качестве знаков оценочного характера, ориентировать человека в пространстве. Но
это лишь одна группа задач онтологического плана, обеспечивающих первый уровень
организации архитектурного пространства, когда цвет способен выполнять роль
биологически необходимых пространственных констант. Не менее важной является
цвета и на последующих уровнях, когда цвет помогает выявлять функциональную и
семантическую значимость пространства.
Создание цветовой среды,
обладающей признаком цельности и законченности, требует комплексного подхода к
определению границ и целей использования цвета в интерьере. То есть, группа
композиционных задач, в процессе решения которых архитектор способен выявить и
подчеркнуть с помощью цвета логику объемно – пространственной структуры,
неотделима от задач по созданию психофизиологического комфорта в помещении, и
пренебрежение любой из сторон цветового воздействия опасно и чревато
последствиями. Великолепно охарактеризовал эту специфику цвета современный
французский исследователь Жак Вьено: "Цвет способен на все: он может
родить свет, успокоение или возбуждение. Он может создать гармонию или вызвать
потрясение; от него можно ждать чудес, но он может вызвать и катастрофу".
В данной работе мной
рассмотрен вопрос роли цвета в формировании как средства построения и выявления
формы. Моей целью является изучить цвет, где он выполняет важную роль в
пространственной композиции
Роль
цвета в композиции объектов дизайна. Возможности использования цвета для
достижения эстетической выразительности, художественной образности и
композиционной целостности произведений дизайна
Цвет — самое активное
средство гармонизации формы и пространства единичных изделий, их наборов,
комплексов и предметной среды в целом. Цвет — одна из основных закономерностей
композиции (колорит как гармонизированный цвет, сочетание цветов) наряду с
объемно-пространственной структурой и тектоникой. Цветовая композиция —
составная часть общей композиции объекта дизайна (как и архитектуры, и прикладного
искусства), сливающаяся в неразрывное целое с объемно-пластической и
цвето-графической ее составляющими. Но цвет может стать и самым опасным
средством дисгармонии объекта разработки при отсутствии соответствующих знаний
в области теории композиции, цветоведения, знаний о многообразной роли цвета в
композиции различных объектов и, безусловно, развитого эстетического и
художественного вкуса (базирующегося на чувстве меры), таланта, умения, навыков
решения разнообразных композиционных задач, в том числе в области колористики.
Рассмотрим цвет как средство композиции в дизайне, выявляющее разные его
возможности в процессе и результатах гармонизации объектов дизайн-проектирования.
Но сначала необходимо учесть следующее соображение. Цвет в композиции нельзя
рядополагать, т. е. рассматривать в одном ряду с такими категориями, как
пропорции, ритм, масштаб (средства композиции) и симметрия — асимметрия,
динамика — статика, контраст — тождество — нюанс, потому что 66 цветовые пятна,
фигуры, тела, линии, точки имеют те или
иные пропорциональные отношения, могут образовывать те или иные ритмические
повторы, чередования, акцентирование, повторение, нарастание и убывание.
Цветовые композиции могут быть асимметричными и симметричными, динамичными и
статичными, контрастными и нюансными. На цвет в композиции разнообразных
двумерных и трехмерных объектов распространяются те же закономерности
пропорционирования, ритмизации, масштабирования, создания контрастных или нюансных,
симметричных или асимметричных, динамичных или статичных гармонических
структур, что и на объемно-пространственные, пластические или
линейно-графические виды композиций. Цветовое восприятие тесно связано с
фактурой поверхностей фигур, тел, пространств, которая может иметь различные
градации от глянцевой (полуглянцевой, полуматовой, матовой, шероховатой) до
грубо шероховатой. Один и тот же цветовой тон (определенной длины волны) при
той же насыщенности и светлоте может в зави-симости от характера фактуры
поверхности восприниматься более темным и (или) более светлым, однородным или
неоднородным (при бликующей поверхности, отражающей какие-либо элементы фона).
Поэтому точнее говорить не просто о цветовой композиции, а о цветофактурной
композиции тех или иных объектов. На цветофактурные композиции распространяются
те же главные принципы, учет которых обеспечивает композиционную целостность
объектов, что и на объемно-пространственные, объемно-пластиче-ские,
линейно-графические, а именно:
1) единство целого и частей формы;
2) соподчиненность
элементов формы;
3) уравновешенность
элементов формы;
4) соразмерность элементов формы.
Эти принципы тем более
важно иметь в виду, что цветофактурные композиции нередко существуют не как самостоятельные
гармонические построения, а в качестве составных частей объемно-пространственных,
объемно-пластических и
линейно-графических видов композиций, будучи с ними тесно связанными и взаимно
посредованными.
Цвет, как одно из самых
активных средств композиции, в первую очередь влияет на эстетическое отношение
к объекту до восприятия пространства, объема, пластики формы и ее деталей и
остается в памяти дольше всех остальных признаков формы.
Цвет активно формирует образные ассоциации,
связанные с сущностью объекта и его культурно-смысловым значением для разных
социальных групп и индивидов. Свойства цветовых композиций как
ассоциативно-композиционных средств формирования художественных образов издавна
используются в разных видах искусств. Это образы разных состояний, настроений,
характеров, впечатлений, ощущений: например, величавости, солидности,
замкнутости, строгости, холодности; или элегантности, изящества, скромности,
кротости; или открытости, теплоты, веселости, игривости, задорности, забавности;
декоративности или конструктивности, техничности; статичности, покоя или
динамичности, активности, стремительности; мягкости, женственности, романтичности
или резкости, мужественности, грубости, прозаичности и т. п. Цветовые
композиции могут создавать впечатления различных времен года, суток, разных
состояний погоды, характерных климатических зон; вызывать ощущения радости и
горя; тревоги и покоя, безмятежности; создавать впечатление о молодости,
юности, зрелости и старости; о жизни и смерти; природе и космосе. 3. Цвет
является одним из активных средств новизны, оригинальности композиции благодаря
новаторскому подходу к использованию цвета, сочетаний цветов для уже известного
объекта (изделия данного вида, типа, набора, ансамбля изделий, предметной
среды) и тем более для в той или иной степени нового по функции, конструкции,
форме объекта, создаваемого на основе новых материалов и технологий их обработки
(переработки, отделки).
Цвет — одно из активных средств модных
инноваций. Мода вводит нормативно (как регулятор массового поведения людей,
ориентирующихся на модные ценности, воплощаемые в модных стандартах и объектах)
те или иные цвета и цветосочетания в разряд современных («мода» и
«современность» — понятия взаимосвязанные), эстетически и престижно ценных в
определенный период цикла функционирования моды. Всем известны выражения:
«сегодня, завтра (в этом сезоне, в этом году) в моде будут такие-то цвета, их
сочетания»; «мужчинам (женщинам), юношам, девушкам (вообще молодежи)
рекомендуется носить (шить, покупать) одежду, белье, обувь, головные уборы
таких-то 68 цветов». Или — «в моде занавеси, портьеры, ковры, скатерти, мебельные
ткани, мебель таких-то цветов». Или — «в моде бытовая техника таких-то цветов»
и даже — «автомобили таких-то цветов».
Цвет является средством интеграции,
объединения, введения в определенный стилевой ряд различных предметов,
составляющих функциональный, ситуативный, потребительский набор. Это могут быть
объединенные какими-либо цветами и их сочетаниями ансамбли одежды, гарнитуры белья;
мебе-ли; сервизы посуды (столовой, чайной, винной, кухонной); наборы
парфюмерно-косметических изделий; наборы (гарнитуры) украшений; комплектов
светильников; наборы инструментов разного рода, спортивного инвентаря; игрушек.
Цветовое единство здесь может дополнять композиционно-стилевое единство формы
как однохарактерных предметов, так и предметов, имеющих свои стилевые особенности,
но объединенных в функциональный, средовой, ситуативный ансамбль.
Цвет в интерьере часто
служит решению задачи соподчинения, объединения, уравновешивания разных по
стилевому характеру, форме, величине, пространственной ориентации предметов в
единой среде. Но он может, при необходимости, служить решению задачи выделения,
акцентирования какого-либо объекта в общем ансамбле.
Цвет в интерьере служит средством объединения
или расчленения плоскостей стен, потолка, пола, проемов окон и дверей. Цвет
помогает создавать нужное впечатление от пространства: зрительно его увеличивать
или уменьшать благодаря использованию как расчленяющих полос и плоскостей, так
и свойств «выступающих» (теплых) и «отступающих» (холодных) цветов, а также тех
или иных оптических иллюзий. Впечатление зрительного увеличения или уменьшения
объема помещения или предмета создается применением «легких» и «тяжелых»
цветов, ярких (чистых) насыщенных или ненасыщенных цветов (разбеленных или
зачерненных). Цветографические композиции (орнаментальные узоры, надписи,
знаки, символы, декоративные элементы таких композиций) способствуют
расчленению плоскостей пространственных или объемно- пластических объектов.
Цвет используется для
выделения, подчеркивания тех или иных элементов конструкции изделий, самих конструктивных
соединений, сочленений в самых разных объектах дизайна (как и архитектуры) — в
одежде, обуви, мебели, утвари, приборах, машинах, инструментах, разного рода
сооружениях, зданиях. В архитектуре
давно и широко используется прием цветового выделения крыш, козырьков, башен,
шпилей, дверей, ворот, балконов, лоджий, мансард, наличников дверей и окон;
подчеркивания горизонтальных и вертикальных конструктивных и пластических членений
зданий. В архитектуре эпох готики, барокко, рококо, классицизма, ампира,
модерна, периода историзма (эклектики) лепной орнамент на зданиях также
выделялся цветом. Подобные же приемы использовались и используются (с учетом
особенностей архитектуры) в цветовом решении загородных индиви- дуальных домов:
вилл, коттеджей, дач, крестьянских домов. Давно известны приемы выделения
деревянной конструктивной основы (каркаса) дома в некогда строившихся в Европе
фахверковых зданиях. Стены таких домов обычно белились, а деревянные (обычно
дубовые) конструкции каркаса, выходящие на поверхности стен дома окрашивались в
темно-коричне вый или черный цвет. Приемы выделения цветом конструктивных
элементов нередко используются дизайнерами транспортных средств, мебели,
бытовых и производственных машин и приборов, светильников, часов, кухонной
посуды, утвари, сумок, чемоданов, портфелей и т. п.
Технология изготовления и
отделки изделий также может отражаться в их цветовом решении. Например,
изделия, изготовленные методом вакуумной формовки, прессования, экструзии из
пластмасс, имеющих конструктивно нерасчлененную целостную форму, как правило,
выполняются целиком одноцветными.
Естественные (природные)
цветовые особенности различных конструкционных и отделочных материалов,
проявляющиеся в их колорите, текстуре и фактуре, широко используются в цветовых
композициях изделий, изготовленных из дерева, металла, камня, рога, кости,
стекла, перламутра, жемчуга, кожи, шерсти, меха и т. п. с соответствующей
обработкой этих природных материалов, выявляющей их декоративные (в том числе
колористические) свойства.
Цветом можно привлекать
внимание к функциональным и декоративным деталям объекта, выделяя их в общей цветовой
композиции, акцентируя на них внимание. На многих бытовых производственных
приборах, механизмах, машинах цветом (иногда светящимся цветом) выделяются
рабочие органы, индикаторы, табло, знаки, индексы, надписи и другая информация.
Цветом акцентируются нередко
элементы орнамента на
посуде, обоях, тканях, одежде, обуви, штучных текстильных изделиях, украшениях
и т. д. Акцентирование цветом необходимых элементов композиции дав- но и
успешно используется в рекламе разных видов: цветом выделяются главные надписи,
фирменные знаки, зоны, плоскости, участки графической рекламы, фоны для
изображений. Подобные приемы широко используются и в плакатной графике, в
уличной рекламе (в том числе светящейся и динамической), а также на упаковке
изделийтоваров; в рекламе сопроводительной документации, на ярлыках, этикетках
товаров; в рекламных каталогах, буклетах, проспектах.
И, наоборот, цветом при необходимости, в
соответствии с композиционно-стилевым замыслом обобщают все детали формы того
или иного объекта дизайна, строя композицию на эквитональных или даже
тождественных цветовых отношениях. Здесь в отличие от акцентирования,
основанного на контрасте, используются принципынюансных отношений. Во многих
объектах дизайна для достижения целостности, выразительности и образности формы
используются, взаимно дополняя друг друга, цветовые приемы контраста, тождества
и нюанса, равно как и соответствующие сущности объекта и художественным задачам
различные приемы цветового пропорционирования, ритмизации, масштабирования в симметричных
и (или) асимметричных (соответственно статичных и (или) динамичных) композициях,
многообразно проявляющих роль цвета как активного средства гармонизации
объектов дизайна в процессе и результатах решения различных композиционных
задач.
Цветовая композиция
Комбинация цветовых
пятен, построенная с учетом всех рассмотренных закономерностей цветовой
гармонии, будет все же ограничена в ее эстетической значимости и эмоциональной
содержательности, если она не подчинена творческой задаче более высокого порядка,
если не служит раскрытию образного содержания. Композиционная функция цвета
заключена в его способности акцентировать внимание зрителя на наиболее важных
для понимания образного содержания картины местах, участвовать в организации
пространства, определять последовательность зрительного восприятия. Если
цветовая гармония может рассматриваться как преимущественно формальная
категория, касающаяся внешней привлекательности сочетания красочных пятен, то
цветовая композиция есть организация цвета в первую очередь соответствeнно
логике изображаемых предметов, смыслу образного содержания.
Очень существенна и важна
для построения цветового изображения в целом способность цветовой композиции
создавать за счет светлоты, цветового тона и насыщенности собственный рисунок.
Монохромный объем
разрабатывается цветом с целью решения
одной из задач: членение формы, выявление ее центра и соподчинение частей. При
этом возможно абстрагирование от плоскости основания или включение в композицию монохромного или полихромного
основания. Рекомендуется использовать в композиции
активную полихромию, способную к формообразующему действию в
объемней форме. Учитывается, что при
включении в композицию плоскости основания
развивается пространственный характер объемной композиции .
Возможно коллективное построение сравнительных рядов объемных
форм, в которых по-разному разрешаются заданные композиционные задачи. При этом
целесообразно использовать "алфавит" архетипических фигур-модулей.
Монохромная
пространственная форма разрабатывается цветом с целью решения одной из задач:
усиление или погашение пространственности формы, организация пространственного
цветового зонирования, выявление центральной, срединной и периферийной зон.
Учитывается, что пространственная композиция воспринимается не только с
наружных, но и с внутренних точек зрения. Целесообразно использовать в
построении данной композиции полихромию различной
активности в различных зонах в зависимости от решения конкретной задачи.
Исходной пространственной формой для композиции может служить ограниченное
(интерьерное), открытое (экстерьерное) пространство или их сочетание. Пространственные формы могут быть построены
на основе модульности или архетипических объемных форм.
Gianni Colombo
Объемно-пространственная
композиция характеризуется развитием пространственных элементов в трех
координатных направлениях при соблюдении их компактности. В архитектурных
композициях развитие в глубину часто превалирует. В дизайнерских разработках –
сопоставимо с развитием в ширину и
высоту. Характер дизайнерских объемно-пространственных композиций чаще всего
подчеркивается глубинным расположением разных по своим пластическим свойствам
элементов, а также разным соотношением
цветов с той или иной степенью насыщенности.
Grazia
Varisco
Объемно-пространственная композиция чаще всего
воспринимается с разных сторон, однако не редко случаи её преимущественного
восприятия с одной или двух сторон. Например, в случаях однонаправленного
движения, когда зритель, как правило, находится снаружи
объемно-пространственной композиции. При успешном решении этих и подобных им
задач достигается предельная выразительность построения
объемно-пространственной композиции. Большое значение в этом построении имеет
широкое использование разных графико-пластических средств, в частности цвета. В
связи с таким использованием, однако,
возникает трудность упорядочения в объемно-пространственной композиции
значительного количества разных по свойствам элементов. Её преодолению
способствует четкая планировочная организация пространства, а также единый
характер включаемых в него пластических элементов.
В формировании объемного
объекта на плоскости, одним из
факторов, и пожалуй, самым главным, является цвет. Будь то ньюансовые сочетания
линий, геометрических фигур, или же это их ритмичное расположение, также
фактура и текстура нанесенное на плоскость, все это без цвета не получилось бы.
Ведь даже линия произошел по средством цвета, будь та черная или же
какая-нибудь другого цвета. Соответственно именно цвету принадлежит главная
роль в формировании формы и объекта. Создавая линию, создавая геометрические
фигуры на бумаге, не имеет значения какого цвета, мы используем цвет. Сочетая
созданные линии и пятна мы составляем композицию. А уже используя ньюансовое
сочетания, контрастные сочетания, да и все средства гармонизации художественной
формы мы определяем форму. В итоге, можно смело сказать, что цвет является
главным фактором в выявлении формы.
Цветовой
тон. Светлота
Различные
цветовые впечатления всегда характеризуются цветовым тоном светлотой, чистотой,
которые являются основными свойствами цветов. Их принято считать основными
координатами цветовых различий. Профессиональные навыки позволяют людям
различать десятки оттенков одного цвета. Встречаясь с теми или иными световыми
явлениями, суметь распознать за счет какого именно свойства цветового тона ,
светлоты или чистоты они происходят.
Без
овладения этими навыками невозможно постичь особенности цвета и тем более ,
немыслимо предугадать нужный характер его воздействия.
Свойства , выражающее близость хроматических и ахроматических цветов к белому или черному, называют светлотой или яркостью. По светлоте можно сравнивать любые цвета: хроматические с хроматическими, ахроматические с ахроматическими, хроматические с хроматическими.
Свойства , выражающее близость хроматических и ахроматических цветов к белому или черному, называют светлотой или яркостью. По светлоте можно сравнивать любые цвета: хроматические с хроматическими, ахроматические с ахроматическими, хроматические с хроматическими.
Светлотные различия присущи даже спектральным цветам.
Как уже говорилось ранее, самые светлые из них - желтые, самые темные - синие и
фиолетовые. В шкале светлот самый светлый - белый цвет, самый темный-черный.
Между ними лежит градация серых.
Светлота не
менее значима и в хроматических композициях. Умея видеть соотношения светлот,
легче разобраться в характеристике цветов. Хроматические композиции могут быть
одноцветными, если в их основе лежит однотональный ряд с разным количеством
градаций по светлоте - чистый ряд по светелоте, или многоцветными с различной
светлотой цветов. 3,4 Если говорить о применении этих знаний на практике ,
стоит обратить внимание на известный прием в подборе колера для создания
какого-либо интерьера, когда дефекты светотени исправляют, варьируя светлоту
окраски.
Например,
стену со световыми проемами делают значительно светлей остальных стен для
смягчения резкого контраста сильно затененных простенков. Градация светлоты,
так же как и цветового тона, иллюзорно меняет пространственную характеристику
интерьера, увеличивая или уменьшая, облегчая или утяжеляя, выделяя или маскируя
архитектурные формы , придавая интерьеру эмоциональную окраску.
Светлота,
как важный фактор психологического воздействия на человека , первая среди
других цветовых характеристик получила научное обоснование и была зафиксирована
, как обязательная норма для проектирования интерьера зданий различного
назначения. Ахроматический равноступенный ряд- это шкала цветов от белого до
черного, с различным количеством серых оттенков, зрительное различие которых
зависит от условий освещения и светлоты фона.
Victor Vasarely. Gestalt
Victor
Vasarely
Yaacov
Agam
Herbert Bayer
Victor Vasarely
Цветовая гамма и цветовая тональность – понятия взаимосвязанные, но
различные по содержанию. Цветовая гамма- это совокупность различных,
локальных цветов, выбранных для решения определенной композиционной задачи с
учетом характеристик их психологического воздействия. В зависимости от
преобладания цветов конкретного психологического воздействия цветовые гаммы
классифицируют как теплые, холодные и нейтральные. Психологической критерий
допускает следующие классификации: гамма легких и тяжелых цветов:
выступающих или отступающих; возбуждающих, угнетающих или успокаивающих цветов.
Кроме того, гамма цветов может быть хроматической или ахроматической,светлой
или темной, чистой или тусклой.
Katarzyna Kobro (1898-1951) – ‘Spatial Composition
(4)’ (1928) Painted steel
Yaacov
Agam
Цветовая гамма способна
создавать в композиции впечатление общей тональности – серо-голубой,
красно-коричневой, розовой, фиолетовой и т.п. Для того цвета гаммы специально
подбираются и соответственно размещают на плоскости или в пространстве. Общая
тональность достигается простейшим составлением гаммы из одного цветового тона
с любым количеством оттенков, различным по светлоте и насыщенности. Более
сложная цветовая гамма может состоять близостью по цветовому тону различных
цветовых групп, например, пурпурно-фиолетовых или желто-оранжевых и т.п.,
решающим преобладанием в цветовой гамме одного цветового тона, доминирующего по
объему заполнения , насыщенности и чистоте.
Существуют и другие,
более сложные приемы в создании цветовой гаммы-количественным преобладанием
группы близких цветовых тонов – красных, оранжевых и желтых, голубых и зеленых
и т.п: оптическое смешение дробности множества различных цветовых тонов, в том
числе и полярных; создание гармонической системы цветовых рядов на основе
одного, двух или более основных цветов, образующих одну, две или более
тональностей.
Таким образом, цветовая
тональность композиции – это суммарный цветовой облик, общий цветовой характер,
некое суммарное ощущение от цветовой множественности.
Успех таких
композиций в создании цветовых гармоний зависит от степени профессиональной
подготовки и эстетического чутья автора. Это понятие, связанное с термином
«цветовой тон», адекватно колориту в композиции столь же значительно, как
интонация человеческой речи.
Тональное
объединение цветов – важная закономерность, создающая целостность
сочетания, исключающая хаотичность и пестроту. Такая целостность, общая гамма и
тональность – одна из важнейших закономерностей построения гармонии и
художественного образа. В композиции могут одновременно присутствовать две или
более тональностей, образующих группы с разным характером перехода одной в
другую, что подчас создает большое цветовое напряжение. Образование гармоничных
переходов одной тональности в другую хорошо просматривается в гармонической
системе рядов, основанной на ритме.
Victor Vasarely
Carlos Cruz
Díez
Yaacov Agam
Цветовые контрасты
К
специфическим природным структурным закономерностям, свойственным цветам и
цветосочетаниям, относятся гармоническая система рядов, цветовая
гамма, цветовая тональность и различные виды контрастов. Очень важно для
дизайнера учитывать психологические особенности воздействия различных
цветосочетаний, особенно, если колористическую основу проекта составляет
палитра на основе контрастов.
Особенности
воздействия контрастных цветовых пар
Слово
«контраст» происходит от французского «contraste» - резко выраженная
противоположность. Контраст- это сопоставление двух противоположных качеств,
способствующее их усилению. Мера индукции- изменение характеристик(координат)
цвета под влиянием наблюдения другого цвета ( или, проще говоря, взаимное
влияние цветов. Большой контраст- большое влияние цветов друг на друга.
Чем больше контраст, тем больше индукция.
Существуют
такие закономерности соотношения цветов, как единовременный и последовательный
контрасты. Этими терминами называют в цветоведении изменение цветов в
результате их взаимодействия. Контраст в таком понимании получил широкое
распространение в живописи импрессионизма, где он, выступая как доминирующая
закономерность создавал цветовоздушную и цветовую среду, до импрессионизма
совершенно недоступную живописи. Изменение цветов, возникающие под влиянием
окружения или по причине взаимодействия соседних цветов, называют
одновременным( единовременным) контрастом. Одновременным этот контраст называют
потому, что предполагается, что оба цвета воспринимаются одновременно.
Например,
светлый тон, находясь рядом с темным, воспринимается нашим зрением еще теплее,
и наоборот- темный рядом со светлым- темнее. Контрастные хроматические тона,
соприкасаясь друг с другом, кажутся насыщеннее, нежели их рассматривать
отдельно друг от друг. Так, например, красный рядом с зеленым будет казаться
ярче и горячее.
Ivan Picelj: Ania, 1965. Ivan Picelj - Catawiki
Victor
Vasarely. Gestalt II
Vasarely. Acrylique Signé, 1987
Ivan Picelj - Croácia Youri Messenjaschin,
Broadway 1998
Carlos Cruz-Díez
Edna Andrade: Turbo
Julio Le Parc
Одновременный
контраст может быть светлотный или хроматическим, краевым или внутренним.
Тоновым (или
светлотным) контрастом называется изменение светлоты под воздействием соседних
цветов.Например, если три небольших серых квадрата одного тона расположить
последовательно на черном, белом и сером фоне мы увидим, что они будут казаться
различными по светлоте. При том, что серый цвет квадратов остается неизменным,
на разном фоне они воспринимаются по-разному: чем темнее фон, тем светлее будет
казаться фигура расположенная на нем. Хроматическим контрастом называется
изменение цветового тона или насыщенности цвета под воздействием соседних
хроматических цветов, т.е. если предмет нейтрального (серого) окружен
хроматическим фоном, то его цвет приобретает оттенок дополнительного(
контрастного) цвета относительно фона. А именно: на красном фоне предмет будет
приобретать зеленоватый оттенок, на зеленом-розоваты, на
синем-желтовато-оранжевый и т.д.
Francois Morellet, Julio Le Parc
and Gianni Colombo
В цветовой относительности заложены широкие
композиционные возможности. Один и тот же цвет, повторенный в разном цветовом
соседстве, всякий раз выглядит по иному, обогащая этим композицию.
Victor Vasarely
Последовательным
контрастом можно повысить активность мало насыщенный цветов в помещениях,
воспринимаемых последовательно. Для этого достаточно соседствующие интерьеры
решить в дополнительных или близких к ним цветовых тонах. Решая два или
несколько соседствующих помещений в одинаковых или близких цветовых тонах можно
понизить активность насыщенных цветов.
При
использовании одновременно контраста нужно учитывать особенности его
светлотности и хроматической разновидностей. Степень изменения светлоты
или так называемого светлотного контраста, зависит от разницы светлот этого
цвета и его фона. Т.е чем светлее фон тем темнее на нем воспринимается предмет,
и наоборот, при снижении светлоты фона усиливается кажущееся «осветление»
предмета. Воздействие светлотного контраста тем активнее, чем значительное
различие светлот сопоставляемых цветов.
Контрастные
изменения светлоты влияют в равной степени и на хроматические и на
ахроматические цвета. Особенность хроматического контраста состоит в том, что
он, в отличие от светлого, проявляется активней при сближении светлот цветного
предмета и фона. Зависимость контрастного воздействия от насыщенности в
какой-то степени несколько парадоксальна – несмотря на то, что более насыщенный
фон оказывает более сильное контрастное влияние на цвет, на более контрастным.
Уничтожить или ослабить действие контраста можно добавлением цвета,
устраняющего контрастное окрашивание – обведением границ контрастных по
отношению друг к другу цветовых пятен контуром, а также соответствующим
подбором светлот фона и рассматриваемого предмета. Контраст повышает порог
различия. Нюансы цветов, размещаемых на фоне, близком им по светлоте, легко
различимы и, наоборот, большая разница в светлоте цветов и фона затрудняет их
различение. В отличие от единовременного и последовательного контрастов,
цветовой обозначает меру различения или противопоставления цветов по цветовому
тону и светлоте.
Явление, при
котором светлое пятно, на темном фоне кажется больше своих действительных
размеров, а темная форма на светлом фоне-меньше, называется иррадацией, другими
словами иррадация – это кажущееся изменение площади цветового пятна,
окруженного фоном, отличающимся от пятна по светлоте. Одновременный и последовательный
контрасты и иррадиация – понятия хоть и различные, но они в равной степени
относятся к оптическим законам цветосочетаний.
Эстетика
цвета требует выразительности цветовых контрастов их значимость в композиции.
Иногда о насыщенности цвета мы ошибочно судим по яркости фона или по цвету
других окружающих его предметов. В этом случае действуют закономерности
контрастов яркостей: цвет светлеет на темном фоне и темнеет на светлом.
Еще Леонардо
да Винчи отметил в своих трактатах: «Из цветов равной белизны тот кажется более
светлым, которой будет находится на более темном фоне, а черное будет казаться
более мрачным на фоне большей белизны. И красное покажется более огненным на
более темном фоне, а также все цвета, окруженные своими прямыми противоположностями».
Jesus
Rafael Soto
Существует понятие цветовых или хроматических контрастов, когда цвет
наблюдаемого объекта изменяется в зависимости от того, на каком фоне он
находится. Можно привести множество примеров воздействия цветовых контрастов.
Гете писал о своих наблюдениях: «Трава, растущая во дворе, вымощенном серым
известняком, кажется бесконечно прекрасного зеленого цвета, когда вечерние
облака бросают красноватый, едва заметный отсвет на камни».
Дополнительный цвет зари-красный; этот контрастный красный цвет, смешиваясь с
зеленым цветом травы и дает «бесконечно прекрасный зеленый цвет».
Место
цвета в формировании пространственных форм.
Цвет следует
рассматривать как дополнительный компонент, который может выявить, но может и
зрительно деформировать, разрушить пространственную форму.
Используя особенности
цвета, можно компенсировать недостатки формы или подчеркнуть, усилить
характерные черты. Особенно это относится к пространственным композициям.
Сочетая холодные и теплые цвета, насыщенность и количество цвета, можно
иллюзорно расширить пространство, создать ощущение простора или, наоборот, как
бы приблизить к зрителю объемы, организующие пространство.
В пространственной
структуре цветом можно решать множество задач композиционного порядка: можно выделить
главный элемент структуры; связать все элементы воедино; уравновесить
структуру или, наоборот, разрушить равновесие; разделить пространство на зоны
или участки; указать направление движения; выявить ритм структуры или придать
ей другой; деформировать отдельные фактуры или участки пространства; иллюзорно
увеличить одно из измерений или уничтожить его.
Daniel
Mullen
Jean Gorin
Сочетание
формы и цвета.
В основе восприятия опространственных
форм лежат свойства, присущие всем архитектурным объемам и используемые в
архитектурной композиции. Эти свойства являются объективными. Основные свойства
пространственных форм следующие: геометрический вид, положение в пространстве,
величина. К дополнительным свойствам можно отнести фактуру, свет и цвет. Каждое
из этих свойств может изменяться в определенных пределах и иметь бесконечное
количество состояний. При сопоставлении различных состояний свойств возможны
самые разнообразные их сочетания.
По общему виду объем
отличается от плоскостной формы относительно равным развитием в трех
координатных направлениях: по горизонтали, вертикали и в глубину. Такое
развитие предопределяет его скульптурный
характер. При этом объемная форма как бы замыкается вокруг своего
композиционного центра, отличаясь компактностью. Важный композиционный признак
объемной формы – её геометрический вид. По этому признаку можно выделить
основные виды объемных форм.
Сохраняя один
геометрический вид, объемная форма может менять свой пластический характер в
зависимости от степени открытости. Эта степень зависит от заполнения объемной
формы пространством. Соответственно появляется три основных вида: закрытый,
полуоткрытый и открытый. Каждый вид выделяется специфическим
композиционно-пластическим характером. Таким образом, строится развернутая
система различных видов объемных форм, отличающихся геометрическим видом и
открытостью. Этой системой выявляется большое разнообразие объемов при
определенной схожести и различии их пластических свойств На её основе можно
строить объемные композиции, подбирая в соответствии с решаемой задачей схожие или резко отличающиеся пластические
элементы.
В ситуации дефицита
времени, человек в окружающем пространстве или при работе с предметами, прежде
всего, ориентируется на цвет. То есть именно цвет оказывает на нас первичное
влияние, и сразу формирует наше отношение к тому, на что мы смотрим. И только если
у нас есть достаточно времени, чтобы рассмотреть предмет или окружение, мы
обращаем внимание на форму. При этом формы также несут в себе
психо-эмоциональное воздействие и способны изменять физиологическое состояние
человека.
Второй важный вывод,
который следует из многочисленных исследований – цвет и форма могут как
усиливать друг друга, то есть подчеркивать свои изначальные свойства, так и
ослаблять или вступать в противоречие друг с другом. Особенно это касается
предметов или вещей, к символическим значениям которых мы привыкли. Многие
оптические (или зрительные) иллюзии, которые вводят нас в заблуждение, основаны
на сочетании не сочетаемых форм и цветов.
Художник В. Кандинский,
который внес огромный вклад в изучение цвета, писал: «Некоторые краски подслуживают
в своем воздействии некоторым формам и другими притупляются. Во всяком случае,
острые краски звучат по своему свойству сильнее в острых формах (например,
желтый в треугольнике), краски, склонные к глубокому воздействию увеличиваются
в своем воздействии круглыми формами (например, синее в круге).
И.Иттен, установил
ассоциативные связи между формами и соответствующими им цветами таким образом: Квадрату,
который символизирует материю, тяжесть и строгое ограничение, соответствует
красный цвет, как цвет всего материального. Тяжесть и непрозрачность
насыщенного красного цвета хорошо согласуется со статикой и тяжёлой формой
квадрата. К квадратным можно отнести все формы, построенные на горизонталях и
вертикалях, например, крест, прямоугольник, меандр и так далее. Но следует
иметь в виду, что чем более вытянут (особенно вверх) прямоугольник, тем
неустойчивее он становится, и, следовательно, тем более он теряет связь с чисто
красным цветом.
Треугольнику, чьи острые
углы придают ему невесомый характер и символизируют острый ум, соответствует
излучающий себя во все стороны желтый цвет. К треугольным можно отнести все
формы диагонального характера, например, ромбы, зигзаги и так далее. И опять же
надо смотреть насколько формы удаляются от треугольника и приближаются к другим
формам, а значит и цветам.
Кругу, как символу
вечного движения духа, соответствует поглощающий и одновременно бесконечный
глубокий синий цвет. К круглым относятся все волнообразные формы.
Для цветов второго
порядка формы подбираются на основе сочетание цветов и форм первого порядка. То
есть для оранжевого цвета подходит трапеция, как сочетание квадрата и
треугольника, или красного и желтого. Зеленому цвету соответствует сферический
треугольник: синий плюс желтый, или круг плюс треугольник. Фиолетовому цвету
подходит эллипс: синий плюс красный, или круг плюс квадрат.
Цвет будет позволять
выявлять геометрический внешний вид, размеры и четкость в восприятии самой
формы. Он также будет расчленять саму форму, подчеркивать в ней главные
моменты, и ослаблять второстепенные элементы. Кроме этого, цвет иллюзорно будет
изменять представление геометрического вида, и объемы формы. Он будет подчинять
форму всему пространству, или пространство будет подчиняться форме при
помощи цвета, объединять все существующие формы, или расчленять их на
определенные группы, устанавливать соподчиненность между всеми формами.
При помощи цвета будет выделяться одна форма из большого количества других
форм, придавать форме значимость, или, наоборот, растворять её. Цвет будет содействовать
при помощи целенаправленных группировок форм, выявления особенностей всего
пространства, обеспечивать единство в композиции, гармонизировать по
этому параметру его сферу.
Для выявления формы
плоскостной поверхности ее можно выделить одноцветной равномерной окраской в
пределах ее границ, контрастом к прилегающим поверхностям, интенсивным цветным
контуром. Можно также многими способами членить их поверхность, иллюзорно
изменяя этим их вид. Блестящая фактура цветовой плоскости из-за бликов и зеркального
отражения света искажает саму плоскость и восприятие ее цвета. Растяжка
цветового тона по ширине или по высоте плоскости, сгущение или разряжение цвета
также деформируют плоскость в горизонтальном или вертикальном направлениях,
«утяжеляют» или «облегчают» ее, придают ей динамичный характер.
В композиции с
усложненным «переливающимся» пространством, перепадом уровней и высот форма
ограждающих поверхностей имеет сложное, многоугольное, динамичное очертание в
противоположность традиционной статичной форме прямоугольника или квадрата.
Характер усложненной
формы и геометрическую четкость ее границ можно подчеркнуть приданием ей
фактурного насыщенного цветового тона, большим контрастом между плоскостями или
наоборот, ослабить, «размыть» бесфактурным независимым цветом или отсутствием
контраста между смежными плоскостями.
Вообще способов
зрительной деформации плоскости известно больше, чем приемов ее сохранения.
Цветовая целостность или расчлененность определяют ощущение масштаба
пространства и его величины. Так, крупнофигурный броский по цвету или светлоте
рисунок зрительно уменьшает плоскость и все пространство вообще. Монохромная,
светлая, мелкофактурная окраска, напротив, увеличивает пространство.
Вес, насыщенность,
фактурность цветов создают впечатление легкости или тяжести, иллюзорно меняют
размеры поверхности. Из двух равных по площади плоскостей светлая будет
восприниматься в своих действительных размерах, очень темная будет казаться
меньше их. Так, темный насыщенный и фактурный цвет зрительно «утяжеляет»
плоскость, делает ее меньше.
Большие цветовые
плоскости должны быть малонасыщенными по цвету, так как они активно
воспринимаются и постоянно находятся в поле зрения. Относительная цветовая
нейтральность фона хорошо сочетается с самыми различными цветами среды
подчеркивает композиционную значимость обстановки Этому служит цвет, дополнительными к цвету
форм, роль которых в доминирует в пространстве .
Литература
1. Алгазина
Н.В. Цветоведение и колористика. Часть I. Физика цвета и его
психофизиологическое восприятие. Омский государственный институт сервиса. 2014.
2. Айсмен
Л. Дао цвета. ЭКСМО. 2005.
3. Агостон
Ж.. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. Мир. 1982
4. Бадян
В.Е., Денисенко В.И. Основы композиции. Академический Проект, Трикста. 2015.
5. Базыма
Б.А. Психология цвета: Теория и практика. Речь. 2005
6. Буймистру
Т. Колористика. Цвет - ключ к красоте и гармонии. Ниола-Пресс. 2008.
7. Васильева
Э.В. Цветоведение и колористика. Омский государственный институт сервиса. 2012.
8. Глазова
М.В., Денисов В.С. Изобразительное искусство. Алгоритм композиции.
Когито-Центр. 2012.
9. Горохова
В.Е. Композиция в керамике. Вышэйшая школа. 2009.
10.
Доломатов М. Ю. Цвет в науке, искусстве и
технологии. Уфа. 1999.
11.
Ефимов А.В. Колористика города.
Стройиздат. 1990.
12.
Жердев Е.В., Чепурова О.Б., Шлеюк С.Г.,
Мазурина Т.А. Формальная композиция. Творческий практикум по основам дизайна.
Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ. 2014.
13.
Ивенс Р.М. Введение в теорию цвета. Мир.
1964.
14.
Иттен. И. Искусство цвета. Д.Аронов. 2004.
15.
Карслян С.О. Декоративная композиция по
скульптуре и ее основы. Самарский государственный архитектурно-строительный
университет, ЭБС АСВ. 2013.
16.
Леса Савахата. Гармония цвета. Справочник.
Астрель, АСТ. 2003.
17.
Матюшин М.В. Справочник по цвету.
Закономерность изменяемости цветовых сочетаний. Д.Аронов. 2007.
18.
Омельяненко Е.В. Цветоведение и
колористика. Южный федеральный университет. 2010.
19.
Стефан Стефанов, Валерий Тихонов.
Цвет Ready-Made или теория и практика цвета. Репро-центрМ. 2006
20.
Серов Н.В. Эстетика цвета.
Методологические аспекты хроматизмa. 2013
21.
Ткачев В.Н. Архитектурный дизайн.
Функциональные и художественные основы проектирования. Архитектура-С. 2006
22.
Тица А.А. Основы архитектурной
композиции и проектирования. Вища школа. Киев. 1976.
23.
Шаповал А.В. Анализ в теории формальной
композиции. Признаки элементов. Нижегородский государственный
архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ. 2013.
Комментариев нет:
Отправить комментарий