НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Факультет
дизайна
РЕФЕРАТ
По
дисциплине «История»
На
тему «История как наука. Россия в мировом
историческом процессе»
Выполнила:
Анаит Артуровна Арутюнян
Студентка 1 курса
Заочного отделения
Москва
2017
Содержание
1. Предисловие
2. История
как наука: Вспомогательные предметы и
функции истории
3. Принципы
и методы исторической науки
4. Сущность
всемирного исторического процесса
5. Закономерности
и этапы исторического процесса.
6.
История России – неотъемлемая часть всемирной
истории. общее и особенное в историческом развитии
7. Развитие
исторической науки в России: классическая и современная российская историческая
наука
8. Современные
дискуссии о месте России в мировом историческом процессе
9. Факторы
самобытности русской истории и культуры.
10.
Литература
Предисловие
Слово «история» пришло к
нам из древнегреческого языка, где оно означало «расследование, установление». История
отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов и
означало любое знание, получаемое путем исследования, а не только собственно
историческое знание в современном смысле. В настоящее время термин «история»
имеет несколько значений. С одной стороны, историей называют всякий процесс
развития в природе и обществе (например, история видов, история науки и т. д.),
с другой стороны, понятием «история» обозначают прошлое, хранящееся в памяти
людей, а также любой рассказ об этом прошлом. История, как особая гуманитарная
наука, занимается изучением прошлого человеческого общества во всем его
многообразии. Прошлое не исчезает – оно живет в каждом из нас, определяя нашу
судьбу, нашу повседневную жизнь, наш вектор развития, наш жизненный путь.
Поэтому история всегда окружает человека и присутствует в нас самих, хотя
уловить ее взглядом, слухом или мыслью подчас очень непросто. Именно этому
«взгляду», обращению вовнутрь нас самих, посвящены все гуманитарные науки,
особое место среди которых занимает историческое познание.
История страны – это, в
первую очередь, история ее народа, и каждый народ вправе гордиться своей
историей. Как история жизни отдельного человека воплощена в особенностях его
личности, в его знаниях, умениях, чертах характера, так и прошлое целого народа
воплощено в достижениях современности. Однако каждый человек должен помнить не
только события своей жизни, но и знать историю своих предков, – только тогда он
сможет вполне осознать свое место в череде поколений и глубже уяснить смысл
собственного существования. Понять себя, понять окружающую жизнь, представить
возможный ход событий – вот для чего нужна история.
Постижение истории – это
не только получение суммы знаний о прошлом, но это всегда и вырабатывание
исторического мышления, позволяющего яснее осознать свое положение в обществе,
четко определить свою гражданскую позицию и свое отношение к происходящим
событиям и явлениям, раскрывать и понимать их сущность и направленность.
Подлинное постижение исторического знания возможно лишь при его личностном
осмыслении, при самостоятельном поиске, отборе и интерпретации фактов.
История
как наука: Вспомогательные предметы и
функции истории
История – это наука о
прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития
общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях.
Содержанием истории служит исторический процесс, который раскрывается в
явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических
памятниках и источниках. Эти явления чрезвычайно разнообразны и касаются
развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных
отношений, деятельности исторических личностей.
Историческое прошлое
воссоздается учеными по предметам материальной культуры, по письменным источникам или другим каким-то
основаниям. Но поскольку наследие
прошлого огромно, а человеческая деятельность весьма многообразна, охватить их
целиком практически невозможно. Поэтому в исторической науке существует
специализация по нескольким принципам:
– по временному
(хронологическому) охвату. В историческом процессе выделяются основные эпохи
(традиционно: первобытность, античность, средневековье, новое/новейшее время) и
отдельные их периоды;
– по пространственному
(географическому) охвату. Всемирная история может быть представлена как история
отдельных континентов (история Африки, Латинской Америки), регионов (балканистика,
история Ближнего Востока), стран (китаистика), народов или групп народов
(славяноведение);
– по различным сферам
человеческой деятельности (политической, правовой, экономической, военной,
научной и т.д.).
Кроме того, историческая
наука включает в себя несколько особых отраслей: археологию, изучающую прошлое
по вещественным источникам; этнографию, изучающую ныне живущие народы и
этнические общности, их быт и культуру; источниковедение, разрабатывающее
теорию и методику изучения и использования исторических источников;
историографию, изучающую становление и развитие исторической науки (историю
истории). Существует также ряд специальных (вспомогательных) исторических
дисциплин, исследующих определенные формы и виды исторических источников:
§ Палеография –
вспомогательная историческая дисциплина (специальная историко-филологическая
дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его
графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения,
определения автора, времени и места создания. Палеография исследует эволюцию
графических форм букв, письменных знаков, пропорции их составных элементов,
виды и эволюцию шрифтов, систему сокращений и их графическое обозначение,
материал и орудия письма. Особая отрасль палеографии изучает графику систем
тайнописи (криптография).
§ Дипломатика –вспомогательная
историческая дисциплина, изучающая исторические акты (юридические
документы). Она исследует древние документы дипломатического и
юридического характера: грамоты, акты и тому подобные тексты и их
оригиналы. Одна из её задач — отличать подложные акты от настоящих.
§ Генеалогия–вспомогательная
историческая дисциплина, которая занимается изучением родственных
взаимосвязей людей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением
родственных связей, составлением поколенных росписей и генеалогических древ.
Генеалогия связана с геральдикой, дипломатикой и многими другими историческими
дисциплинами. С начала XXI века, в связи с научным прогрессом, набирает
популярность генетическая генеалогия, использующая анализ ДНК человека.
§ Геральдика –
специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а
также традиция и практика их использования. Является частью эмблематики –
группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других
эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус
соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно
определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный
герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур.
§ Сфрагистика –вспомогательная
историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на
различных материалах. Первоначально развивалась как часть дипломатики,
занимающаяся определением подлинности документов.
§ Историческая
метрология – вспомогательная историческая
дисциплина, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры — длины,
площади, объёма, веса — в их историческом развитии. Часто единицы измерения не
образовывали метрической системы, их относят к традиционным системам измерения.
Историческая метрология изучает историю генезиса и развития различных систем
измерений, названий отдельных мер, их количественных соотношений, устанавливает
их реальные величины, то есть соответствия современным метрическим системам.
Метрология находится в тесной связи с нумизматикой, так как у многих народов в
прошлом меры веса совпадали с денежными единицами и имели одинаковое название.
§ Нумизматика –
вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной
чеканки и денежного обращения.
§ Общественные
функции нумизматики: выявление нумизматических памятников культуры;
изучение характерных фактов, связей и процессов, способствующих более
углублённому пониманию истории и восполнению пробелов в исторической науке.
§ Хронология –
вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты
исторических событий и документов; последовательность исторически событий во
времени; перечень каких-либо событий в их временной последовательности.
§ Историческая
география – вспомогательная историческая
дисциплина, изучающая историю через «призму» географии; также это и
география какой-либо территории на определенном историческом этапе ее развития.
На данный момент выделяется 8 секторов исторической географии:
-
историческая физическая география (историческое землеведение) – самая
консервативная отрасль, изучает изменения ландшафта; - историческая
политическая география – изучает изменения политической карты, государственного
строя, маршруты завоевательных походов;
- историческая география населения – изучает этнографические и
географические особенности распределения населения на территориях; - историческая
социальная география – изучает взаимоотношения общества, смену социальных
слоёв;
- историческая
культурная география – изучает духовную и материальную культуру;
- историческая география взаимодействия общества и природы – прямое
(влияние человека на природу) и обратное (природы на человека); - историческая
экономическая география – изучает развитие производства, промышленные
революции; сторико-географическое страноведение.
§ Архивоведение –
научная дисциплина, изучающая и разрабатывающая теоретические,
методические и организационные вопросы архивного дела и его историю.
§ Археология –
историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам
историческое прошлое человечества.
§ Этнография –
часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические
образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение,
культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.
§ Историография –
это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю
исторической науки. Историография проверяет, насколько верно применяется
научный метод при написании исторической работы, акцентируя внимание на авторе,
его источниках, отделении фактов от интерпретации, а также на стилистике,
авторских пристрастиях и на том, для какой аудитории написана им данная работа
в области истории.
§ Историческая
информатика – вспомогательная историческая
дисциплина, которая изучает методику использования информационных
технологий в изучении исторического процесса, публикации исторических
исследований и преподавании исторических дисциплин, а также в архивном и
музейном деле.
История традиционно
является основой гуманитарного образования и важнейшим фактором формирования
самосознания людей. Она выполняет ряд функций, зачастую выходящих за пределы
мира науки. В их число входят:
- описательная
(нарративная) функция, сводящаяся к фиксированию происходящего и первичной
систематизации информации; познавательная
(когнитивная, объяснительная) функция, суть которой – понимание и объяснение
исторических процессов и явлений;
- прогностическая
(предвидение будущего) и практически-рекомендательная (практически-политическая)
функции. Обе подразумевают использование уроков прошлого для улучшения жизни
человеческих сообществ в ближайшем и отдаленном будущем;
- воспитательная
(культурно-мировоззренческая) функция, функция социальной памяти. Эти функции
отвечают за формирование исторического сознания, самоидентификацию общества и
личности.
Принципы
и методы исторической науки
Процесс становления
исторической науки неразрывно связан с совершенствованием методологии истории,
т. е. всего того комплекса принципов и приемов, в рамках которого
осуществляется историческое исследование. К основным принципам научного
исторического исследования относятся:
- принцип
объективности, который подразумевает воссоздание исторической действительности
с опорой на подлинные факты и знание объективных закономерностей исторического
развития. Каждое явление необходимо исследовать, учитывая как положительные,
так и отрицательные его стороны, независимо от субъективного отношения к нему,
не искажая и не подгоняя имеющиеся факты под заранее выработанные схемы;
- принцип
детерминизма – научный подход, согласно которому все наблюдаемые явления не
случайны, а имеют причину, обуслов-лены определенными предпосылками, и вся
действительность предстает как сплетение причинно-следственных связей;
- принцип
историзма, требующий рассмотрения исследуемого явления с учетом конкретных
хронологических рамок и конкретной исторической обстановки. При этом нужно
рассматривать явление в развитии, т. е. учитывать, какие причины породили его,
как оно сформировалось и как видоизменялось со временем. Необходимо также
исследовать каждое явление в совокупности с другими явлениями, существовавшими
в тот период и развивавшимися во времени, в их взаимосвязи и
взаимообусловленности (принцип единства исторического процесса);
- принцип
социального подхода, подразумевающий необходимость учитывать интересы, традиции
и психологию определенных классов, сословий, социальных слоев и групп,
соотнесение классовых интересов с общечеловеческими, субъективный момент в практической
деятельности правительств, партий, личностей;
- принцип
альтернативности, допускающий возможность многовариантного исторического развития.
Руководствуясь им, исследователь создает модели альтернативного развития путем
сопоставления с аналогичными явлениями мировой истории, определяет степень
вероятности осуществления того или иного события. Признание исторической
альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности и извлечь уроки
на будущее.
Методы, используемые в
историческом исследовании, можно разделить на две группы: общенаучные и
специальные (частнонаучные). К специальным историческим методам относятся:
- конкретно-исторический
или идеографический метод, суть которого – в описании фактов, явлений и
событий, без чего невозможно ни одно исследование;
- сравнительно-исторический
метод, подразумевающий, что явление изучается не само по себе, но в контексте
подобных явлений, разнесенных во времени и пространстве; сопоставление с ними
дает возможность глубже понять исследуемый феномен;
- историко-генетический
метод, который связан с прослеживанием генезиса, т.е. зарождения и развития
изучаемого явления;
- ретроспективный
метод заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления
причин событий; – историко-типологический метод связан с классификацией
объектов познания по избранному признаку (признакам) для облегчения их анализа;
- хронологический
метод предусматривает изложение исторического материала в хронологической
последовательности. Кроме того, в исторических исследованиях используются методы
других наук, приходящих на помощь истории в рамках междисциплинарного
взаимодействия: лингвистики, антропологии, биологии, медицины, социологии,
психологии, географии, геологии, физики,
химии, математики (статистики). Значительная часть этих методов применяется при
посредничестве источниковедения, в процессе расширения источниковой базы.
Сущность
всемирного исторического процесса
Всемирный
исторический процесс – это объективная данность, сфера общественного бытия в
его историческом измерении. В философии происходит осмысление исторической
жизни как связной, упорядоченной целостности, движение которой имеет
определенную направленность. Философия истории имеет свои познавательные цели и
задачи.
§ Познание логики исторического процесса, т.е. его единства,
целостности, общей направленности. Также необходимо установить причины и
факторы исторического развития, открыть всеобщие законы истории в целом и ее
отдельных стадий. Их открытие и познание понимается как постижение главного и
существенного в истории. История представляет собой в своей конкретности всегда
и везде совокупность бесконечно разнообразных и неповторимых исторических
биографий отдельных стран и народов. Но это не противоречит принципу единства и
целостности всемирно исторического процесса. Правда, в данной ситуации возможен
противоположный взгляд на историческую жизнь: все явления рассматриваются как
уникальные и неповторимые, отрицаются закономерности, и как следствие, единство
мировой истории.
§ Осуществить хронологическое членение исторической жизни – этапы,
эпохи, стадии. Всемирный процесс представляется как упорядоченный, где каждый
этап обусловлен прошлым и имеет значение для будущего. Периодизация – это
неизбежный момент и основа объяснения истории. Главной проблемой в данном
случае является выбор основания, которое помогло бы выделять признаки,
отделяющие одни группы обществ от других. Например, такими основаниями могут
выступать экономические факторы (производительные силы, производственные
отношения) или неэкономические (религия, способ мышления, политическая
организация).
§ Выявить общую форму протекания истории. Данная проблема возникает
как поиск отношений между всеобщим содержанием истории и конкретными,
многообразными историческими явлениями. Она также позволяет выяснить характер
отношений между прошлым, настоящим и будущим. Это может быть линейно
направленное развертывание, при котором времена не могут повторять друг друга;
это может быть движение по кругу или циклическое, не несущее с собой никакой
принципиальной новизны; это может быть спиралевидное протекание исторической
жизни, означающее определенное сочетание линейного и кругообразного движения и
т.д.
§ Обнаружить смысл исторического развития человечества. Смысл
истории усматривается в реализации определенных принципов, идей, сущностей или
ценностей. Такие факторы выстраивают историческую жизнь общества в
организованное, упорядоченное целое, прозрачное для философского понимания.
Данное состояние дополняется антропологическим тезисом, призванным выразить
предназначение существования человека.
Многообразие
теорий всемирно исторического процесса требует определенной систематизации, в
рамках которой можно выделить несколько ведущих направлений и подходов,
например, религиозный и светский, формационный и цивилизационный.
Закономерности
и этапы исторического процесса.
Для выявления
закономерностей всемирно-исторического процесса используется понятие «тип
цивилизационного или исторического развития» - цивилизация или несколько
цивилизаций со сходными основными принципами ведения хозяйства и организации политической
власти, общностью фундаментальных основ менталитета и исторической судьбы.
Изучение всемирной истории позволяет выявить четыре типа исторического
развития: развитие в рамках годового цикла или непрогрессивный тип, восточный
или тип циклического развития, западный или тип прогрессивного развития и
смешанный тип развития.
Первым по времени
возникновения является развитие в рамках годового цикла (развитие по кругу),
которое несколько условно называют типом непрогрессивного развития, который
возник одновременно с появлением человека современного типа примерно 40 тысяч
лет назад. В настоящее время он сохранился у индейцев Америки, аборигенов
Австралии и Новой Зеландии, ряда малых народов Сибири и Крайнего Севера,
некоторых племен Центральной Африки. Основными занятиями людей были охота и
собирательство, а также бортничество и рыболовство, затем земледелие и
скотоводство. Существовали общественная собственность на средства производства
и социальное равенство. Основной социальной единицей являлась родовая община,
которую возглавляли старейшины. Общины объединялись в племена. Сознание древних
людей было мифологическим. Ему свойственно единство зачатков религии,
философии, науки и искусства. Сущность данного типа развития в полной мере
характеризует его название. Формы деятельности человека и общества меняются в
зависимости от времени года и воспроизводятся из поколения в поколение. Если
перемены и происходят, то в течение тысячелетий.
Вторым по времени
возникновения является восточный тип или тип циклического развития. Он
зародился с появлением первых государств на Древнем Востоке в 4-3 тыс. до н.э.
и также продолжает существовать в наши дни. К этому типу развития относится ряд
древних цивилизаций (шумерская, аккадская, древнеегипетская, хеттская,
ассирийская и др.), цивилизации доколумбовой Америки (инков, ацтеков, майа,
сапотеков и др.), средневековая монгольская; современные восточные цивилизации,
образовавшиеся в периоды древнего мира и средних веков (китайско-конфуцианская,
индо-буддийская, исламская).
История России – неотъемлемая часть всемирной истории.
общее и особенное в историческом развитии
Невозможно изучить историю одного государства и понять глубинный
смысл происходивших в нём явлений, не изучив в совокупности историю других
государств и весь мировой исторический процесс в целом. История государства
Российского и зарубежных на протяжении всего мирового исторического процесса
«эволюционирует» т.е. выбирает наиболее устойчивые формы правления,
соответствующие потребностям (экономическим, духовным и т.д.) людей в данный
конкретный исторический период. За всю историю человечества люди придумали
разнообразное количество форм государственного правления, это и монархии,
парламентские и президентские республики, смешанные формы правления и т.д. Если
брать первобытное общество любого народа, то мы можем наблюдать, что эволюция форм
государственного правления на ранних стадиях происходила по одному и тому же
пути, с некоторыми присущими данному народу культурологическими и национальными
особенностями. Но на определенном этапе одни государства остались на одном
уровне, а другие пошли вперед к формам правления соответствующим потребностям
людей, своего народа. Этому есть множество причин: развитие культуры, науки,
общественных отношений между людьми, географическое положение того или иного
государства и т.д. В качестве примера эволюции можно показать современное
Западное демократическое общество и общество народов центральной Африки с
присущими ему архаическими особенностями устройства государства и условий жизни
людей. Россия как часть Европы прошла путь развития от родоплеменного строя до
феодального (крепостное право) и вплоть до 20 века Россия, как и множество
стран западной и восточной Европы не знала другой формы правления кроме как
монархии — формы правления, при которой верховная государственная власть
частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху и, как правило,
передаётся по наследству.
Всемирная история изучает и
представляет весь долгий и сложный путь, пройденный человечеством с древнейших
времен до наших дней. История России является частью всемирной истории. Объектом
изучения является процесс возникновения и развития человеческого сообщества на
территориях, которые входили и в настоящее время входят в состав российского
государства. История России не может не быть одновременно и русской историей
или историей русского народа, который составляет 80% населения Российской
Федерации. Русский человек с его характером, традициями, менталитетом стал
творцом самобытной русской цивилизации, главной фигурой российской жизни и
истории.
Развитие
исторической науки в России: классическая и современная российская историческая
наука
История России как наука
имеет свою историю, и ее надо знать. Если история как наука представляет собой
систематическое изображение развития обществ во времени, то возникает
естественный вопрос: когда русская история стала наукой. Оказывается, не так и
давно и не сразу. Превращение истории России в науку происходило постепенно.
Стремление описывать
историю России, как это хорошо показал С. Ф. Платонов, проявилось сначала в
составлении древних летописей, затем - «хронографов», «синопсиса».
Особенности летописей и хронографов - содержание беспорядочных сведений о
событиях из преданий и легенд. Затем в трудах немецких ученых И. Г. Байера, Г.
Ф. Миллера, А. Л. Шлецера, работавших в России при Петре и позже, в
трудах русских ученых В. Н. Татищева, М. П. Погодина, М. М. Щербатова(XVIII)
Однако первый цельный
взгляд на историческое прошлое России был изложен лишь в начале XIX в. Н. М.
Карамзиным в его 12-ти томном труде « История государства Российского». В русской
истории он видел и осветил как главный процесс – создание национального
государственного могущества, к которому привели Русь ее талантливые деятели.
Среди них- два главных: Иван III и Петр Великий (XV и нач.XVIIIв).
После Карамзина
известными были историки Н. А. Полевой, М. Т. Каченовский, Н. Г. Устрялов. Но
строго научная цельность исторических воззрений впервые была выражена у нас в
40-х годах XIX в. в трудах С. М. Соловьева и К. Д. Кавелина, заложивших основы
историко-юридической школы в исторической науке в России, и историческая наука
в России достигла, наконец, своей зрелости.
Ученые германской
исторической школы (XVIII - началоXIX вв.) считали, что человеческое общество
развивается как организм, по строгим объективным законам, отвергнуть которые не
может ни случайность, ни личность, какой бы гениальной она ни была. И задача
историков – обнаруживать эти законы,
вооружать знанием их общество. Отсюда требование к историкам: выводы должны
быть обоснованы фактами, вытекать из фактов. Без фактов нет науки в истории.
Именно германские ученые
своим жестким требованием превратили историю из вольных рассказов, былей –
небылиц в строгую науку. И эта их традиция была положена в основу исторической
науки в России. Начало положили историки XVIII в. и представители
историко-юридической школы. Потом эту традицию продолжили сторонники
историко-экономической школы и школы советских историков. Историки С. М.
Соловьев и К. Д. Кавелин на основе фактов рассматривали русскую историю как
естественную смену одних законов общежития другими и исследовали развитие
государственных форм жизни общества под влиянием природы и особенностей
родового быта.
Историко-экономическую
школу представлял В. О. Ключевский (1841-1911 гг.). Развитие общества
рассматривалось им как результат влияния социально-экономических условий, то
есть не по воле царей или других лиц, а под влиянием объективных условий,
прежде всего.
В XX в. в России сложилась
школа советских историков. Они описывали историю с позиции идеологии
марксизма-ленинизма и узкоклассового формационного подхода. В последние годы
заметно стремление наших историков освещать прошлое с позиции цивилизационного
подхода. Выделяются: культурно-историческая школа и комплексная, многофакторная
школа.
Концепции развития
исторической науки.
Знание особенностей
каждой школы позволяет при чтении трудов заметить позиции их авторов. Такую же
роль играет знание концепций.
Выделяются:
1. Христианская;
2. Рационалистическая;
3. Культурно-историческая
концепция.
Сторонники Христианской
концепции историю человечества соотносят с религиозной (христианской идеей) о
сотворении мира и человека Богом и ход истории представляют как проявление
Божьей воли.
В советское время
книги по истории, написанные с позиции христианской концепции, не
издавались. Однако в конце 90-х гг. такая книга появилась. Это - Будзилович П.
И. Русская история. В ней предисловие называется: « Во имя Отца и Сына и
Святого Духа», здесь история России делится на 4 периода:
1. Языческий (До
Крещения Руси);
2. С Крещения Руси в
988 г. до церковного раскола в XVII в. и Петра I. Создание Святой Руси;
3. С раскола Петра I
до февраля 1917 г. «Синодальный период»;
4. С февраля 1917 до
наших дней. «Нисхождение в ничтожество»
Главная идея учебника:
«русская православная монархия, по-видимому, была наиболее совершенной формой
правления для России».
Рационалистическая
концепция основывается на идеях немецких философах Гегеля и К. Маркса. Ее
сторонники рассматривают историю как результат не божьей воли, а рациональной,
т.е. сознательной, самостоятельной деятельности людей, в основе которой лежат
действия объективных законов. Задача историков раскрывать их действие,
способствовать познанию их обществом и учету в жизни. По Гегелю, история
человечества представляет собой воплощение в деятельности людей творческой силы
«мирового разума», «мирового духа», «абсолютной идеи», существовавших вне
человека (подобно Богу). К. Маркс – предложил материалистическое понимание истории
(материалистический подход). То есть – что мир материален, он состоит из
движущейся материи, принимающей различные формы: химическую, физическую,
органическую, социальную. Человечество, человеческое общество – это одна из
форм вечно движущейся материи. Главный смысл истории, по Марксу, - производство
материальных благ, в ходе которого в обществе складываются классы с различными,
противоположными интересами: классы господствующие, эксплуататорские, и классы
производителей материальных благ, эксплуатируемые.
Между ними идет
постоянная борьба. Борьба между классами составляет главную движущую силу
истории. И задача историков раскрывать эту борьбу классов.
Формационный подход в
исторической науке.
К. Маркс разработал
теорию общственно-экономических формаций. История человечества – это история
формаций:
1. Первобытнообщинный
строй;
2. Рабовладельческая;
3. Феодальная;
4. Капиталистическая;
5. Коммунистическая, к
которой придет человечество в будущем.
Они отличаются, каждая,
своим способом производства материальных благ и формами классовой борьбы.
Формации следуют одна за другой в линейном плане как ступени развития общества,
от низшей - к более высокой. На основе марксистской теории формаций сложился
формационный подход в исторической науке.
В России теория Маркса
была скорректирована Лениным и Сталиным и называлась - «марксизм-ленинизм». И
советские историки обязаны были освещать историю только в строгом соответствии
с идеями марксизма-ленинизма. Сказанное Марксом, Лениным не подлежало критика.
Решающая роль в обществе была признана за классами-производителями материальных
благ, беднейшими слоями общества и история освещалась с позиции этих классов и
слоев. Это вело к ее искажению, духовой культуре отводилась служебная роль в
жизни общества, недооценивалась роль человека.
Цивилизационный подход в
исторической науке.
На основе
культурно-исторической концепции и теории цивилизации сложился цивилизационный
подход в исторической науке.
До 1917 года историческая
наука России развивалась свободно на основе всех трех концепций. После 1917
года, особенно с 1930-х когда завершила свое формирование тоталитарная система
в СССР, христианская концепция была отвергнута как враждебная,
культурно-историческая была запрещена как буржуазная, а рационалистическая была
сведена к ее марксистской - ленинской ветви, на основе которой сложился
формационный подход в советской исторической науке. Если в европейских
демократических странах эта концепция основывалась на
либерально-демократических идеях, вытекавших из философии Гегеля, Маркса и
других мыслителей, и способствовала свободному развитию исторической науки, то
в нашей стране эта концепция тормозила развитию науки.
В середине 30-х гг. был
издан «Краткий курс истории ВКП(б)», отредактированный И. В. Сталиным и давший
образцы формационного подхода, по которым потом, после 30-х гг., была
переписана история России и всемирная история, воспитывались поколения
советских людей, в том числе историков. Все это надо учитывать, слушая людей
старших поколений, читая труды и учебники по истории, изданные до 90-х гг.
И – даже из изданных в
90-е гг. многие несут в себе печать формационного подхода.
Преодоление негативных
значений формационного подхода предполагает отказ от абсолютизации его
критериев, выдвижение в центр внимания историков человека, людей, общества,
культуру во всех её видах, признание правомерности, положительной роли и
негативных значений всех видов собственности, созданных человеческим обществом,
и всех исторически возникших классов общества, изучение и функциональные роли в
жизни цивилизации; необходим цивилизационный подход в изучении истории.
Современный подход к изучению
истории возможен только при учете идей теории цивилизаций. При этом изучающих
историю не должно смущать слово «теория». Дело в том, что, изучая теорию
цивилизации, мы рассматриваем фактически наиболее общие черты и тенденции
развития человеческого общества, т.е. собственно историю общества только в
самых общих о ней представлениях. Поэтому идеи теории цивилизации имеют
методологическое значение для изучения истории России.
Это произошло впервые в
истории в IV-III тысячелетиях до нашей эры (5-6 тысяч лет назад) в районах
Египта, Месопотамии, Индии, Китая.
Н. Я. Данилевский выделил
три этапа развития обществ в цивилизацию:
1. этнографический,
2. государственный,
3. цивилизационный.
Есть теории локальных
цивилизаций – как однажды возникших и существовавших во времени и пространстве
крупных сообществ и их культур, и – теория общечеловеческой цивилизации,
предполагающая, что человечество возникло единым и соответственно развивалось.
По Данилевскому,
цивилизации – это «формы исторической жизни человечества», отличающиеся
культурно- историческим типом, т. е. Самобытностью, своеобразием религиозного,
социального, бытового, промышленного, политического развития.
Цивилизации существуют
уже тысячи лет и достигли высокой степени развития. Основоположники давали им
определения в свете их возникновения, развития и отличия от доцивилизованного
состояния обществ. П. А. Сорокин дал им определение более полное и глубокое. По
Сорокину, цивилизации – это крупные культурные системы или суперсистемы,
наднациональные культурные общности. Они в значительной степени определяют
основные проявления социокультурной жизни, организацию и функции малых групп и
культурных систем, менталитет и поведение индивидов, характер событий,
тенденций и процессов. Поэтому без изучения и познания цивилизаций мы не сможем
должным образом понять характер и причины изменений в обществе.
Теория Общечеловеческих
цивилизаций нашла отражение в книге американского ученого О. Тоффлера « Третья
волна ». Суть теории: человечество едино и с определенного времени, примерно 10
тыс. лет назад, стало приобретать общие черты и тенденции и с тех пор,
представляет собой единую цивилизацию. В ее развитии выделяются 3 этапа, или
цивилизации:
Первый этап -
аграрно-ремесленная цивилизация, или традиционное общество. Возникло 10 тыс.
лет назад. В основе лежал ручной труд, господствовали традиции, развитие шло
медленно.
Второй этап –
индустриальное общество (цивилизация), вызванное промышленной революцией
XVIII-XIX вв. Развитие ускоряется.
Третий этап –
информационная цивилизация, вызванная информационно- компьютерной революцией. В
нее вступили развитые капиталистические страны Запада в 1960-1980-е гг. Основу
развития составляют ЭВМ и ПЭВМ, компьютеризация. Возникает новое качество
культуры: она основана на информации и технологии, возрастает интеллектуальный,
духовный, нравственный потенциал человека, на основе которого складывается
новая, информационная цивилизация. Ручной труд сводится до минимума и в
перспективе исчезнет.
Современные
дискуссии о месте России в мировом историческом процессе
История России является частью мировой и
не может рассматриваться вне ее контекста. Рассмотрим основные концепции.
В соответствии с марксистско-ленинской
точкой зрения, ионные особенности не имеют значения. Но поскольку марксизм
явился продуктом» западной культуры, то его сторонники и последователи
фактически предлагают рассматривать Россию по аналогии с обществами, относящимися
к западной цивилизации. Главное сводится к следующему: в стране происходила
смена общественно-экономических формаций, хотя и с отставанием от Европы и со
значительными особенностями. Однако во второй половине XIX в., утверждают
сторонники этой точки зрения, она резко ускорила своем развитие и практически
одновременно с передовыми европейскими странами перешла к монополистическому
капитализму (империализму) и, наконец, раньше других стран подошла к рубежу
перехода к высшей формации-коммунизму (ее первая ступень-социализм).
Надо иметь в виду, что социализм-это
общественный идеал и он, как всякий идеал, не может быть реализован на
практике. Но даже если отвлечься от этого, то для принятия такой концепции в
качестве основной при рассмотрении истории России необходимо дать убедительные
ответы, по крайней мере, на два вопроса. Почему страна, которая отставала от
европейских государств, относилась ко второму эшелону, оказалась первой при
переходе к социализму?
Почему ни одна из стран первого эшелона,
т.е. развитых, за Россией в социализм не последовала? При всем обилии
марксистско-ленинской литературы, издававшейся многотысячными тиражами в
советское время, убедительного ответа на эти вопросы не существует, если не
считать утверждений о коварстве мировой буржуазии и предательстве
социал-демократии, которые нельзя принимать всерьез. Тем не менее, сторонники
этой концепции существуют до сих пор и в немалом числе, особенно среди
профессиональных обществоведов старшего поколения. Однако это априорная точка
зрения: под заранее заданную теоретическую концепцию подобраны подходящие
исторические факты.
Следующая точка зрения в определенной мере
близка к первой, поскольку предлагает рассматривать Россию как часть западной
цивилизации. Ее сторонники признают только западный опыт и применяют к России
только западные категории (исключая при этом марксистскую концепцию). Они
считают, что Россия, хотя и с отставанием, развивалась в русле западной
цивилизации. Накануне первой мировой войны ее развитие обрело высокую степень.
Однако в ослабленной первой мировой войной стране большевики взяли власть,
опираясь на неграмотные, люмпенизированные массы, и Россия сошла с
цивилизационной магистрали. В ней утвердилась охлократия-власть толпы, которая
переросла в тоталитаризм (насилие в массовых масштабах). Лишь сейчас, по мнению
сторонников этой концепции, возникли условия для возвращения в цивилизацию,
которая понимается исключительно как западная. Таким образом, на этой позиции
стоят те, кто выступает за быстрый переход России начисто западный вариант
развития. Это, как правило, самые радикальные демократы из числа экономистов,
историков, политологов. Предлагаемая концепция-это большевизм наоборот.
Сторонники еще одной точки зрения относят
Россию к странам восточного типа. Они считают, что попытки включить Россию в
европейский путь развития: принятие христианства, реформы Петра I - окончились неудачей. На первый взгляд, очень похоже,
особенно про тирана - партийного вождя. На второй взгляд, можно констатировать
наличие явных черт восточного типа в дореволюционном и советском обществе. В
период существования СССР в обществе функционировали исключительно вертикальные
связи (через властные структуры). Например, еще недавно два завода, разделенные
только забором, могли общаться между собой исключительно через министерство. В
истории России, в том числе и советского периода, можно проследить цикличность:
за периодом реформ неизбежно следовал период контрреформ, за революцией -
контрреволюция и т.д. Однако при этом в дореволюционной России существовали
светское государство, частная собственность, рыночные отношения. Видимо, не все
так просто.
Р. Киплинг сказал однажды: «Восток есть
Восток. А Запад есть Запад, и они никогда не сойдутся». Однако есть точка
зрения, в соответствии с которой Восток и Запад сошлись и сошлись они в России.
Идея о евразийской, особой сущности России присутствует в общественном сознании
и в теоретических разработках давно - несколько столетий. П. Я.Чаадаев в 1836
г. писал: «Одна из самых печальных особенностей нашей своеобразной цивилизации
состоит в том, что мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах...
Дело в том, что мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим
ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к
Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого». Крутой поворот, который
совершила страна в 1917-1920 гг., вызвал к жизни течение, распространившееся
среди молодой интеллигенции в эмиграции: оно получило название «евразийство».
Впервые евразийство громко заявило о себе в начале 20-х гг. Князь
Н.С.Трубецкой, П. Л. Савицкий, Г. Б. Фроловский и другие, сначала в Софии, затем
в Берлине и Праге, выпустили подряд несколько сборников с характерными
названиями. Позже к этому течению примкнули еще несколько представителей
эмигрантской интеллигенции: философ Л. П.Карсавин, историк Г В. Вернадский,
юрист Н. Н Алексеев и некоторые другие.
Основная идея евразийства: Россия
отличается как от Запада, так и от Востока, это Особый мир - Евразия. Какие
аргументы приводились в подтверждение этого тезиса? Русская национальность,
формировавшаяся под сильным влиянием тюркских и угро-финских племен, приняла на
себя инициативу объединения разноязычных этносов в единую многонациональную
нацию евразийцев, которая проживает в едином государстве - России.
Подчеркивалась исключительность, неповторимость российской культуры, являющейся
евразийско - русской: «Культура России не есть ни культура европейская, ни одна
из азиатских, ни сумма или механическое сочетание из элементов той и других. Ее
надо противопоставить культурам Европы и Азии как срединную, евразийскую
культуру. Много писалось о симфонизме, соборности, целостности
российского мира. Таким образом, выделялась идейно-религиозная основа России.
Евразийцы отводили решающую роль в этой части православию и православной
церкви. Абсолютизируя роль православной церкви в духовной жизни, они
идеализировали значение государства в общественной жизни. Государство выступало
в их концепции в роли верховного хозяина общества, обладающего сильной властью,
но в то же время сохраняющего связь с народом. Россия рассматривалась как
замкнутый океан-континент. В ней все есть. Если весь мир рухнет, Россия может
существовать без потерь одна во всем мире, утверждали евразийцы.
При этом евразийцы были настроены резко
отрицательно по отношению к Западу, западничество считали чуждым для России.
Наряду с этим подчеркивалось особое влияние на российское (русское)
самосознание восточного - «туранского» фактора, без учета которого, по мысли
евразийцев, нельзя понять ход русской истории. Отсюда проистекало
противопоставление Европы и Азии, передавалась связь России с Азией.
Вокруг евразийства в эмиграции кипели
страсти. Были сторонники, но больше - противники, которые видели в этом
увлечении попытку оправдать большевизм. Большая часть тех, кто начинал эти
изыскания, в конце 20-х гг. отошли от евразийства. В их ряды чекистскими
органами СССР были внедрены агенты. В 1928 г. на деньги НКВД в Париже
издавалась газета «Евразия», что привело к распаду и дискредитации этого
направления. Оно окончательно затухло с началом второй мировой войны.
Для советских людей в то время евразийство
было закрытой страницей. Сейчас активно публикуются работы евразийцев,
комментируются и развиваются их идеи, которые во многом объяснялись кризисом
западной цивилизации, падением престижа западных ценностей, а также резким
поворотом России в годы первой мировой войны в сторону от европейских
ценностей. В условиях современной политической борьбы евразийская концепция
была упрощена и стала подспорьем для пропаганды русского национализма. Надо
согласиться, что Россия несводима в чистом виде ни к Востоку, ни к Западу,
необходимо действительно учитывать влияние восточного фактора на ее развитие.
Но это, пожалуй, и все, что можно принять у евразийцев. Базировать на этих
идеях, особенно в их современных модификациях, концепцию истории России нельзя.
Все чаще, независимо от различных точек
зрения на сущность России, используется категория «цивилизация». Легко вписали
свои идеи в это понятие и коммунисты, и монархисты, и либералы. Постоянно
приходится сталкиваться со словосочетанием «российская цивилизация» или, более
определенно - «русская цивилизация». При всей разнице в позициях и либеральные,
и коммунистические, и патриархально-консервативные представления о российской
цивилизации исходят из особенностей русской ментальности, русской культуры,
русского православия, поскольку рассматривают Россию как целостность. Некоторые
политики и деятели культуры национально-патриотического направления при слове
Россия впадают буквально в транс, и тогда понятие «российская цивилизация»
звучит как заклинание, которое апеллирует не к разуму, а к вере или даже
суеверию. Все это далеко не безобидно. Здесь таится опасность манипулирования
общественным сознанием, в котором отсутствует четкое историческое миропонимание
- старое разрушилось, новое складывается медленно и трудно. Утверждается, что
эта цивилизация имеет особый духовный базис-православие, ее отличает особая
форма общности, коллективизма - соборность, особое отношение к хозяйственной
деятельности, которое характеризуется как «нестяжательство» (т.е. отсутствие стремления
к прибыли). Как величайшее достижение русской цивилизации рассматривается
создание мощного государства. Западная цивилизация, в отличие от русской,
характеризуется как приземленная, лишенная духовности, потребительская и даже
агрессивно-потребительская. О. А Платонов, современный автор нескольких книг на
эту тему, пишет. «Русская цивилизация отвергала западноевропейское понятие
развития как преимущественно научно-технического, материального прогресса,
постоянного наращивания массы товаров и услуг, обладания все большим
количеством вещей, перерастающего в настоящую гонку потребления, «жадность к
вещам». Этому понятию русское миропонимание противопоставляло идею
совершенствования души, преображения жизни через преодоление греховной природы
человека».
Множество народов с разной цивилизационной
ориентацией, входивших в состав государства (когда больше, когда меньше, но
всегда - много), превращало Россию в неоднородное, сегментарное общество. Это
означает, что существует не одна (русская) Россия, а много «России» в одном
государстве. В разное время и в разном объеме в ее составе находились природные
сообщества (народы Сибири и Севера Европы), исповедующие язычество, анклавы
мусульманской цивилизации (Поволжье, Казахстан, Средняя Азия, Крым,
значительная часть Кавказа). А также буддийские районы (Калмыкия, Тува,
Бурятия, Хакассия), регионы с населением, относящимся к европейской
цивилизации, (Финляндия, Польша, Прибалтика и некоторые другие). Все эти народы
исповедуют ценности, которые не способны к сращиванию, синтезу, интеграции. Они
не сводимы к русскому. Мусульманские, ламаистские, православные, католические,
протестантские, языческие и другие ценности нельзя свести воедино, подчинить
православию.
Россия не имеет социокультурного единства,
целостности. В силу этого она не может быть выражена в рамках альтернативы
«Восток-Запад» (то есть наличия восточных и западных черт), она не является
самостоятельным цивилизационным типом (Евразия, например). Дореволюционная
Россия на протяжении столетий сохраняла и приумножала социокультурнын и
духовный плюрализм. Сущность России пытались изменить в советское время, но
безуспешно (это показал распад СССР). Неоднородным в цивилизационном отношении
обществом остается Россия и сейчас.
Россия - СССР не может рассматриваться как
единая цивилизация. Речь может идти о цивилизационных характеристиках
определенных сегментов и формах их сосуществования и взаимодействия в рамках
государства, а также об определенной, общей для всей страны парадигме (или
парадигмах) развития, которая не была постоянной, а менялась на разных этапах
ее истории. В основу анализа материала положены следующие исходные принципы:
Россия представляет собой цивилизационно
неоднородное общество. Это особый, исторически сложившийся конгломерат народов,
относящихся к разным типам жизнедеятельности, объединенных мощным,
централизованным государством с великорусским ядром.
Цивилизационная парадигма развития этого
сложного, огромного сообщества на разных этапах истории менялась. Россия
геополитически расположена между двумя мощными центрами цивилизациионнго
влияния - востоком и западом, она включает в свой состав народы, развивающиеся
как по западному, так и по восточному варианту. Это неизбежно сказывалось при
выборе путей развития. При крутых поворотах исторические вихри «сдвигали»
страну то ближе к Западу, то ближе к Востоку. Россия представляла собой как бы
«дрейфующее общество» на перекрестке цивилизационных магнитных полей. В связи с
этим для нашей страны, как никакой другой, на протяжении всей истории крайне остро
стояла проблема выбора альтернатив. По какому пути развиваться?
Факторы
самобытности русской истории и культуры.
В Российской историографии
выделяют четыре фактора, определивших особенности (отсталость, задержку,
самобытность, своеобразие) русской истории:
1.Природно-климатический: жизнь
крестьянина зависела от погоды и плодородия почвы. Неблагоприятные условия
оказали прямое воздействие на тип. Господствующий класс создавал жёсткие рычаги
гос.механизма, направленного на изъятие прибавочного продукта. Отсюда идет
многовековая традиция деспотической власти самодержавия – крепостное право.
Низкая урожайность, зависимость от природных условий обусловили в России
устойчивость общинных принципов хозяйства. Природно-климатический фактор во
многом определил и особенности национального характера русских: а) крайнее
напряжение сил на сравнительно длинный промежуток времени, б) коллективизм, в)
готовность к помощи вплоть до самопожертвования.
2.Геополитический
фактор: а) обширная, слабозаселенная, незащищенная естественными
преградами территория, б) огромная сеть рек, в) незащищенность границ, г)
оторванность от морей. Геополитический фактор определил такие черты русского
народа как национальная терпимость, отсутствие национализма, всемирная
отзывчивость.
3.Религиозный
фактор: православие пришло из Византии. Для православия характерно
движение к лучшему, идеи социальной справедливости, христианство отличается
большой свободой внутренней жизни, характерен коллективизм. Католицизм из Рима,
его ценности состоят в рынке, богатстве, у католиков основные черты власть,
господство, дисциплина.
4.Фактор социальной
организации: его основные элементы: а) первичная социально-хозяйственная
ячейка – корпорация (община, колхоз и т.д.), а не частнособственное образование
как на Западе, б) государство - не надстройка над обществом как на Западе, а
творец общества, в) государство либо существует, либо оно не эффективно,
г)государство, общество, личность – не разделены, а целостны, д)государство
опирается на корпорацию.
Литература
1. Ахиезер
А., Клямкин И., Яковенко И. История
России. Конец или новое начало? Новое издательство. 2008.
2. Искендеров
А.А. Два взгляда на историю // Вопросы истории. 2005. - № 4.
3. Лаппо-Данилевский
А.С. Методология истории. ИД Территория будущего. 2006.
4. Моисеев
В.В. История России. Том 1. Белгородский государственный технологический
университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ.
2013.
5. Петровская
И.Ф. За научное изучение истории России! О методах и приёмах исторических
исследований. Петрополис. 2009.
6. Проскурякова
Н.А. Концепции цивилизации и модернизации в отечественной историографии //
Вопросы истории. 2005. - № 7.
7. Россолов
Д.М. История. Омский государственный институт сервиса. 2013.
8. Семенникова
Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Учебное пособие для вузов. -
Брянск, 1999.
9. Сахаров
А.Н. О новых подходах к истории России // Вопросы истории. 2002.
10.
Шелковникова Н.В. История России для
иностранцев. Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет.
2010.
Комментариев нет:
Отправить комментарий