НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Факультет
дизайна
РЕФЕРАТ
По
дисциплине «История»
На
тему «Особенности исторического процесса Древнего мира. Древнейшие народы и государства
на территории России»
Выполнила:
Анаит Артуровна Арутюнян
Студентка 1 курса
Заочного отделения
Москва
2017
Содержание
1. История
древнего мира – Понятие «первобытное общество»
2. Периоды
развития первобытного общества
3. Проблемы
антропогенеза и социогенеза. Теории происхождения человека
4. Переход
от первобытности к цивилизации
5. Переход
к социально-стратифицированному обществу. Типы цивилизаций в древности
6. Народы
и древнейшие государства на территории России
7. Проблема
этногенеза восточных славян
8. Использованные
источники
История
древнего мира - Понятие «первобытное общество»
Первобытное
общество - начальная эпоха в истории человечества. Это время, когда люди
жили общинами, сообща владели землей, вместе трудились и распределяли добытые
ими блага поровну. Главными связями в первобытной общине были родственные.
Многие учёные считают, что на ранней стадии развития первобытной общины, в
каменном веке, у охотников и собирателей диких растений самыми прочными связями
родства были связи между матерью и детьми, счёт родства вёлся по материнской
линии. Коллектив таких родственников, имевших общих предков - матерей,
называется материнским родом, время его преобладания - материнско-родовым
строем. Иногда для обозначения этого времени употребляется термин «матриархат»
(от лат. mater - «мать» и греч. arche - «власть»), но он не
вполне точен, так как власть в первобытной общине принадлежала всем её взрослым
членам. Род в первобытном обществе был тесно связан с другими родами: он не
только нуждался в их помощи, но и должен был регулировать отношения с ними,
распределяя охотничьи угодья и т.п. Основными связями между отдельными родами
были брачные связи: как правило, мужчины одного рода брали себе жён в другом
роде - такие отношения называются экзогамией (от греч. ехо
- «вовне» и gamos - «брак»). Таким образом, первобытная община состояла из
членов двух или нескольких родов - мужей и жён, их детей. Два или несколько
родов составляли племя. Все важнейшие вопросы хозяйственной и общественной
жизни решались коллективно на собрании всех взрослых членов племени. Поэтому
первобытно-общинный строй называется также родоплеменным строем.
В ранней первобытной
общине господствовало половозрастное разделение труда: женщины и помогавшие им
дети занимались по преимуществу поиском съедобных растений (собирательство),
мужчины - охотой. Эти занятия первобытной эпохи привели в конце каменного века
- неолита -
к открытию земледелия и скотоводства.
к открытию земледелия и скотоводства.
Распределение накопленных
богатств зависело от глав родов - патриархов. Мужчины в эпоху производящего
хозяйства (земледелия и скотоводства) стали занимать господствующее положение в
обществе: наступила эпоха патриархата (от греч. pater -
«отец» и arche - «власть»).
Новые хозяйственные связи
и обмен продуктами земледелия и скотоводства упрочили отношения между
отдельными племенами, что привело к формированию союзов племён и больших
общностей, говоривших на родственных языках. Богатства скапливались в племенных
центрах - будущих городах; главы старших («знатных») родов составляли совет
старейшин племени или союза племён. Из их среды выбирался и племенной вождь.
Племенные объединения, управляемые таким вождём, были предшественниками первых
государственных образований, их правители считались священными, власть вождя приближалась
к царской власти.
Стремление завладеть
имуществом, накопленным соседями, их землями и скотом приводило к постоянным
войнам, выделению военных вождей и их войска - дружины. Выделение родоплеменной
знати, сосредоточившей в своих руках богатства, созданные рядовыми общинниками,
вождей и войска, а также освящающего их власть жречества знаменовало начало
разложения первобытного равенства: на смену кровнородственным связям и
отношениям равенства приходили иные общественные отношения.
Первобытное общество
долго существовало на периферии древних и современных цивилизаций. До ХХ в.
сохранили первобытные традиции каменного века аборигены Австралии, бушмены
Африки и некоторые индейские племена в джунглях Амазонки. Многочисленные
исследования, проведённые этнографами у этих народов, наряду с данными
археологии, позволяют восстановить историю первобытного общества, от которого
не осталось письменных свидетельств.
Периоды
развития первобытного общества
В различное время
предлагалась различная периодизация развития человеческого общества.
Так, А. Фергюсон и затем Морган использовали периодизацию
истории, включавшую три
этапа: дикость, варварство и цивилизацию, причём первые две
стадии были разбиты Морганом на три ступени (низшую, среднюю и высшую) каждая.
На стадии дикости в человеческой деятельности
господствовали охота, рыболовство и собирательство,
отсутствовала частная собственность, существовало равенство. На стадии
варварства появляется земледелие и скотоводство, возникает
частная собственность и социальная иерархия. Третья
стадия — цивилизация — связана с возникновением государства,
классового общества, городов, письменности и т. д.
Морган считал наиболее
ранней стадией развития человеческого общества низшую ступень дикости,
начавшуюся с образованием членораздельной речи, средняя ступень дикости по его
классификации начинается с применени огня и появления в рационе
рыбной пищи, а высшая ступень дикости — с изобретения лука. Низшая
ступень варварства по его классификации начинается с появления гончарного искусства,
средняя ступень варварства — с перехода к земледелию и скотоводству, а
высшая ступень варварства — с началом использования железа.
Наиболее разработанной
периодизацией является археологическая, в основе которой лежит сопоставление
изготовленных человеком орудий труда, их материалов, форм жилищ,
захоронений и т. д. По этому принципу история человечества в основном
делится на ранний древний каменный век, средний древний каменный
век, поздний древний каменный век, средний каменный век, новый
каменный век, поздний новый каменный век (не у всех
народов), медный век (не у всех народов), бронзовый
век и железный век.
В 40-е годы XX века
советские учёные П. П. Ефименко, М. О. Косвен,
А. И. Першиц и другие предложили системы периодизации
первобытного общества, критерием которых была эволюция форм собственности,
степень разделения труда, семейные отношения и т. д.
В обобщённом виде такую периодизацию можно представить так:
эпоха первобытного
стада;
эпоха родового
строя;
эпоха разложения
общинно-родового строя (возникновение скотоводства, плужного земледелия и
обработки металлов, зарождение элементов эксплуатации и частной
собственности — поздний мезолит и неолит по современной классификации).
Все системы периодизации
по-своему несовершенны. Существует немало примеров, когда каменные
орудия палеолитической или мезолитической формы
использовались у народов Дальнего Востока в XVI—XVII вв., при этом у них
существовали родовое общество и развитые формы религии, семьи. В настоящее
время считается, что общечеловеческая периодизация первобытного строя
заканчивается на мезолите, когда культурное развитие резко ускорилось и
протекало у разных народов разными темпами. Ниже приводится общепринятая в
настоящее время археологическая периодизация основных этапов развития первобытного
общества. При этом культуры, существовавшие одновременно, могут находиться на
разных ступенях развития, в связи с чем,
например, неолитические культуры могут соседствовать
с халколитическими или с культурами бронзового века.
Эпоха
|
Период в Европе
|
Периодизация
|
Характеристика
|
Виды человека
|
Древнекаменный
век или палеолит
|
2,4 млн. — 10 000 до н. э.
|
Ранний (нижний) палеолит
2,4 млн. — 600 000 до н. э.
Средний палеолит
600 000—35 000 до н. э.
Поздний (верхний) палеолит
35 000—10 000 до н. э. |
Время охотников и собирателей.
Начало кремневых орудий, которые постепенно усложняются и
специализируются.
|
Гоминиды, виды:
Homo habilis, Homo erectus, Homo sapiens präsapiens, Homo heidelbergensis, в среднем палеолите Homo neanderthalensis и Homo sapiens. |
Среднекаменный век или мезолит
|
10 000—5000 до н. э.
|
|
Начинается в конце плейстоцена в Европе.
Охотники и собиратели освоили высокоразвитую культуру изготовления орудий из
камня и кости, также как и дальнобойное оружие — стрелу и лук.
|
Homo sapiens
|
Новокаменный век или неолит
|
5000—2000 до н. э.
|
·
Ранний
неолит
·
Средний
неолит
·
Поздний
неолит
|
Возникновение неолита связывается
с неолитической революцией. В это же время на Дальнем Востоке появляются
древнейшие находки керамики возрастом около 12 000 лет, хотя
период европейского неолита начинается на Ближнем Востоке докерамическим
неолитом. Появляются новые способы ведения хозяйства, вместо собирательного и
охотничьего хозяйства («присваивающего») — «производящие»
(земледелие, скотоводство), которые позднее распространяются и в Европу.
Поздний неолит нередко переходит в следующий этап, медный
век, халколит или энеолит, без разрыва в культурной
преемственности. Последний характеризуется второй производственной
революцией, важнейшим признаком которой является появление металлических
орудий.
|
Homo sapiens
|
Бронзовый век
|
3500—800 до н. э.
|
Ранняя история
|
Распространение металлургии позволяет получать и
обрабатывать металлы: (золото, медь, бронза). Первые письменные
источники в передней Азии и Эгеиде.
|
Homo sapiens
|
Железный век
|
с ок. 800 до н. э.
|
·
Ранняя
история
ок. 800—500 до н. э.
·
Античность
ок. 500 до н. э. — 500 н. э.
·
Средние
века
ок. 500—1500 н. э.
·
Новая
история
с ок. 1500 н. э. |
С появлением железных орудий труда главным
занятием первобытных людей стало земледелие (подсечное), основными посевными
культурами — пшеница, горох, полевые бобы, просо и др. Развитие земледелия
способствовало повышению хозяйственного значения животноводства, появление
железных орудий труда — развитию домашних промыслов. Всё это вело к резкому
повышению производительности труда, накоплению запасов материальных
ценностей, зарождению имущественного неравенства. А это вело к разложению
первобытнообщинного строя. Результатом стало разложение родовой общины и
появление соседской (территориальной общины).
В этот период в жизни людей значительно возросла
роль вооружённой части населения, защищающей население от нападений извне.
|
Homo sapiens
|
Венера Виллендорфская,
24—22 тысячи лет
до нашей эры.
·
Средний палеолит — период вытеснения
эректусов эволюционно более продвинутыми видами людей, включая современного
человека. В Европе в течение всего среднего палеолита
господствуют неандертальцы.
·
Верхний палеолит — период господства
современного вида людей на всей территории земного шара в эпоху последнего
оледенения.
·
Мезолит и эпипалеолит;
терминология зависит от того, насколько данный регион затронуло исчезновение
мегафауны в результате таяния ледника. Период характеризуется развитием техники
производства каменных орудий труда и общей культуры человека. Керамика
отсутствует.
·
Неолит — эпоха появления сельского
хозяйства. Орудия труда и оружие по-прежнему каменные, однако их производство
доводится до совершенства, широко распространяется керамика.
Медный
век
Медный век, медно-каменный век, халколит (греч. «медь»
+ гре. «камень») или энеолит (лат. «медный» + греч.«камень»)) —
период в истории первобытного общества, переходный период от каменного века к
бронзовому веку. Приблизительно охватывает период 4—3 тыс. до н. э.,
но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе.
Чаще всего энеолит включают в бронзовый век, но иногда считают и отдельным
периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали
по-прежнему каменные.
Бронзовый век
ещё на несколько веков и
завершается появлением первых культур античности — античной
Греции и Древнего Рима.
Периоды бронзового века:
1. Ранний
бронзовый век
2. Средний
бронзовый век
3. Поздний
бронзовый век
Железный век
Клад монет железного
века
Термин «железный век»
обычно применяется к «варварским» культурам Европы, существовавшим синхронно
великим цивилизациям античности (Древняя Греция, Древний Рим, Парфия).
От античных культур «варваров» отличало отсутствие или редкое использование
письменности, в связи с чем сведения о них дошли до нас либо по данным
археологии, либо по упоминаниям в античных источниках. На территории Европы в
эпоху железного века М. Б. Щукин выделял шесть «варварских
миров»:
·
кельты (латенская культура);
·
протогерманцы (в
основном ясторфская культура + юг Скандинавии);
·
в
основном протобалтские культуры лесной зоны (возможно,
включавшие протославян);
·
прото-финно-угорские и протосаамские культуры
северной лесной зоны (в основном вдоль рек и озёр);
·
степные ираноязычные культуры
(скифы, сарматы и др.);
·
пастушеско-земледельческие культуры фракийцев, даков и гетов.
Проблемы
антропогенеза и социогенеза. Теории происхождения человека
Известно, что ближайшими
биологическими предшественниками человека были животные, в частности
человекообразные обезьяны, приматы. И действительно, у человека и животных
очень много общего - тело, конечности, органы чувств (зрения, слуха, вкуса) и
т. д. В то же время человек разительным образом отличается от животных:
конечности его тела - это не лапы, а ноги и руки; его органы чувств - глаза,
уши - подобны, но более развиты, чем у его ближайших предшественников.
Например, орёл видит дальше, чем человек, он различает мельчайшие детали, но
человек различает большее количество цветов, чем «царь птиц».
Долгие века во взгляде на
проблему происхождения человека господствовала теологическая, богословская
точка зрения, берущая своё начало в Библии, согласно которой человека создал
Бог. В 1654 г. архиепископ Джеймс Ушер Ирландский (1581-1656) подсчитал, что
Бог сотворил человека из глины точно в 9 часов утра 23 октября 4004 г. до
Рождества Христова, и, таким образом, к 1999 г. человек насчитывал 6003 лет
своего существования. Правда, русское православие считает, что архиепископ Ушер
ошибся, и точкой отсчёта надо считать 5508 г. до Рождества Христова, а человеку
в настоящее время исполнилось 7507 лет. С той поры, когда были проделаны эти
расчёты, прошло не так уж много исторического времени. Но взгляды на время
появления человека разительным образом изменились.
Расчёты, сделанные
генетиками по ДНК, показали, что наши животные предки отделились совместно с
шимпанзе от линии развития горилл примерно 7,7-11 млн. лет назад. От линии
шимпанзе отделение произошло около 5,5-7,7 млн. лет назад, и где-то около 3-2,6
млн. лет назад начинается процесс становления человека как существа, отличного
от его животных предков. Примерно такую же цифру дают и данные археологии.
(Архэ - от древнегреческого слова, означающего первоначало, первооснову.)
Открывателем первобытной культуры считается Жак Буше де Перт - французский
археолог-любитель. С 1825 г. осуществлял ряд раскопок в устье реки Соммы в
Абвиле (Прованс). О найдённых им каменных орудиях первобытного человека он
рассказал в 1846 г. в книге, где отстаивал правомерность новой области истории
- археологии первобытного общества. С той поры прошло несколько десятков лет, и
другой историк-археолог – Луис Сеймур Базетт Лики (р. 1903) – открывает места древних стоянок в Африке, в окрестностях
ущелья Олдувай. В 1972 г. Л. Лики удается найти в Африке самые древние орудия
из камня, созданные трудом человека. Они насчитывали 2,0-2,5 млн. лет. Потом
его последователи делают находки, возраст которых определяется в 2,8-3 млн.
лет, что близко к данным генетики.
Если говорить о месте
человека в живой природе, то он относится к млекопитающим, к отряду приматов
(от латинского слова «первый»). К этому отряду относят полуобезьян, обезьян и
человека. В этом отряде приматов выделяется семейство гоминиды (от лат. homo -
«человек») - семейство «человечьих». Это семейство (или, по другим
классификациям, надсемейство) объединяет современного человека и его ближайших
предков. В составе этого семейства выделяется род собственно человека, род
Homo. Сюда относят все ископаемые формы и современного человека. Но есть
исследователи, которые выделяют в роде Homo два вида: человека современного
вида - «человека разумного», Homo sapiens, и объединяемые в один вид ископаемые
находки ископаемого, или примитивного, человека - Homo primigenius, или Homo
erectus («человек прямоходящий»).
Антропологи выдвинули
гипотезу о двух скачках в процессе антропогенеза. Первый произошёл при
формировании семейства гоминиды, он характеризуется появлением мышления и языка
и подводит к образованию самого человека. Второй скачок связан с появлением
самого человека, он характеризует процесс образования «готовых» людей из людей
формирующихся, что сопровождается изменениями в морфологии (строении) человека
и его культуре. Таким образом, современный человек образует собой вид sapiens
рода Homo, относящегося к семейству гоминиды отряда приматов. Все существующие
расовые отличия могут быть отнесены к одному виду.
К образованию человека подвели процессы, в которых мы можем выделить два этапа:
К образованию человека подвели процессы, в которых мы можем выделить два этапа:
1. Эволюция животных
предков человека - гоминидов, обезьян, протоантропов. Это - животная стадия,
предшествующая человеческой. Здесь ещё нет человека, общества, культуры. Здесь
действуют законы природы, биологической жизни, определяющей поведение отдельной
особи и стада. Здесь возможны сложная рассудочная деятельность и разум,
развившиеся на базе ориентировочно-исследовательского поведения и практического
мышления обезьян. В процессе «мышления в действии» обезьяны постигают
механические связи между деталями предмета, обстановки, те связи, которые можно
потрогать руками и непосредственно обозреть. Их деятельность, подчас с
манипулированием предметами, предметная: не является «трудом». «Труд начинается
с изготовления орудий».
2. Второй этап связан с
появлением архантропов, людей. Отсюда и берёт своё начало процесс
антропогенеза. В нём мы выделяем три этапа.
Первый этап. На этом
этапе появляются архантропы, древнейшие люди. К ним относят питекантропов и
синантропов. Спорным считается вопрос об отнесении к архантропам Homo habilis,
создателей олдувайских галек. Время существования архантропов исчисляется в пределах
1500-100 тыс. лет назад. Они создают уже более современные, чем олдувайские
гальки хабилисов, орудия труда - рубила, получившие в археологии название
шелльской и сешельской культур.
Второй этап. За
архантропами следуют палеоантропы - «древние люди», или «первобытные люди», ещё
их называют неандертальцами. Если у архантропов объём мозга в среднем
определяется в 950 куб. см, то у неандертальцев он достигает 1350 куб. см. Их
телесная организация приблизилась к морфологии современного человека.
Палеоантропы жили в период, отстоящий от нас на 250-40 тыс. лет.
Третий
этап. Появляется неоантроп - современный человек, или Homo sapiens
(«человек разумный»). К неоантропам относятся кроманьонцы, которые жили 80-10
тыс. лет назад. Объём их мозга достигал 1500 куб. см. У них появляется
членораздельная речь (примерно 50-40 тыс. лет назад). Но живут они ещё в рамках
культуры камня, занимаясь присваивающим хозяйством. Если мы посмотрим на этот
длительный процесс, охватывающий почти 3 млн. лет, то обнаружим в начале его
животное, в конце - человека, нашего современника. Какие же изменения
претерпевает человек, что отличает его от его животных предшественников?
1. Прямохождение.
Известно, что животные предки человека передвигались на всех четырёх лапах.
Лишь изредка у них освобождались передние конечности. У человека это
естественный способ передвижения. Освобождение передних конечностей позволило
осуществлять предметную деятельность, привело к специализации конечностей.
2. Появление ног и рук
вместо лап (передних и задних конечностей).
3. Изменения в кистях
рук, появление ладони с противопоставленным большим пальцем.
4. Высокоразвитый мозг
(цефализация). Примерно 2-3 млн. лет назад у первых человекообразных происходят
резкие изменения в развитии мозга. Причём эти изменения происходят быстрее, чем
этого требовало изменение среды, т.е. происходит опережающее развитие мозга.
Более того, это -
избыточное развитие, связанное с тем, что потенциальные возможности нашего
мозга значительно превышают физиологические (природные) потребности человека.
Таким образом, в этот период происходит как бы «резервирование» нашего
интеллекта. Ни один из отрядов животных ни в один из периодов своего
существования не испытывал такой быстрой эволюции, как гоминиды в этот период.
За короткий промежуток времени мозг гоминидов увеличился в 3 раза. Около 100
тыс. лет назад стремительный рост мозга прекратился, а 15 тыс. лет назад мозг
даже несколько уменьшился.
Конрад Фиолковский,
польский кибернетик, считает, что обезьянолюди занимались охотой, были подвижны,
и, чтобы предотвратить «перегрев» мозга, природа и заложила в него
избыточность. По всей вероятности, радикальное влияние на развитие процесса
цефализации оказал совершенно новый фактор - появление новой реальности -
общественной, социальной жизни, которую требовалось «отразить» в сознательной
деятельности. В дальнейшем фактор социальности становится постоянным фоном и
перестает играть свою революциони-зирующую роль.
5. Постоянное
использование орудий труда.
6. «Открытие» огня, что
произошло примерно 700 тыс. лет назад, и использование варёной пищи. Сперва
люди пользовались «диким» природным огнём - были найдены следы кострищ
многометровой глубины, абсолютный их возраст насчитывает примерно 400 тыс. лет,
- а позднее научились добывать его искусственно - «приручили» огонь,
окультурили его. Применение варёной пищи, предварительно обработанной на огне,
позволило человеку получать многообразные вещества, легко усваиваемые, что
привело к изменениям в пищеварительной системе и телесной организации человека.
Мы можем отметить
множество признаков, процессов, которые образуют антропогенез, но важнейшими
среди них являются социальные факторы: причины, обусловленные жизнью в
обществе. Именно появление новой, социальной, реальности вызвало разительные
изменения в биологической, животной жизни человека: обуздало его
«зоологические» инстинкты; привело к необходимости речевого, вербального
общения между собой; изменило телесную организацию человека, приспособив её для
жизни в обществе и др.; создало ряд новых, социальных, норм: совместное
потребление пищи, сохранение жизни престарелым членам общества, забота
о больных и увечных, уравнительное, равнодостаточное распределение, обряды инициаций, захоронений, институты гостеприимства, избеганий, табу и пр.
о больных и увечных, уравнительное, равнодостаточное распределение, обряды инициаций, захоронений, институты гостеприимства, избеганий, табу и пр.
Социогенез - это процесс
появления новой, отличной от природы, реальности, разительным образом
воздействующей на человека, вызывающей его антропогенез. Появление социальной
жизни связано с производством орудий труда. Вначале это были примитивные
каменные рубила, которые постепенно совершенствуются человеком. Человек
становится постольку человеком, поскольку он создает «вторую природу» - свои
производительные силы и формы отношений между людьми, возникающие по поводу их
производства. Не следует забывать, что человек, его телесная организация,
умения и навыки, которые он накопил и передаёт по наследству, сами являются
производительными силами, т. е. имеют социальную природу. Но социальную
природу имеют и формы отношений между людьми в общине, в отличие от природных,
биологических связей в стаде. Таким образом, социальная реальность, создаваемая
возникающими людьми, включает в себя:
отношения к природе, важнейшие из которых
объективируются в виде материальных вещественных и личностных производительных
сил;
отношения между людьми в
процессе производства, что и создает общину.
В отношении к природе,
т. е. в развитии производительных сил, важное место занимают средства
труда - «не только мерило развития человеческой рабочей силы, но и показатель
тех общественных отношений, при которых совершается труд». Именно их развитие
образует то ядро, изменения в котором, как волна по водоёму, передаются на всё
общество.
В средствах труда ведущую
роль играют орудия труда. В процессе социогенеза основным материалом, из
которого изготавливались орудия труда, был камень. Кроме камня, первобытный
человек использовал и дерево, и кость, и шкуры животных, но они хуже
сохраняются, и проследить их эволюцию труднее.
Целесообразное
использование орудий труда для получения нужных человеку продуктов образует
трудовую деятельность. Эта деятельность всегда осуществляется в определённой
общественной форме, во взаимодействии людей друг с другом. Всегда наблюдается
единство производительных сил, ядро которых составляют средства труда, и
общественных отношений людей, важнейшими из которых являются производственные
отношения. Это единство образует способ производства, в зависимости от которого
находятся другие виды деятельности, формы отношений и сознания людей.
Естественную базу, на
которой создается первобытный способ производства, образует территория, место
труда, отдыха и всей жизни людей. По расчётам учёных, она охватывала площадь
примерно в 200-250 кв. км. Эта территория составляла собственность первобытных
людей, которые относились к ней как к своей, как к принадлежащей им сообща, как
к общей. Эта была коллективная, общая собственность, или собственность
первобытной ассоциации. Охотничья территория - важнейший фактор, который играет
свою роль и у животных. Известно, что своей территорией обладают уже насекомые
- осы, пауки, муравьи. Тем более важную роль территория начинает играть у более
развитых животных: собаки, медведи метят свою территорию, охраняют её «от себе
подобных». В первобытном коллективе размер территории определялся способом
производства, а не природными факторами. Так как территория была общей, то
важнейшей чертой способа производства людей каменного века был его
общественный, коллективный характер. Коллективный характер производства
приводил к тому, что каждый член общины мог
осуществлять своё отношение к средствам производства только как представитель общины, а не как самостоятельный индивид.
осуществлять своё отношение к средствам производства только как представитель общины, а не как самостоятельный индивид.
Отсюда возникает и
общественный, коллективный характер распределения, обмена и потребления добычи:
то, что добывал человек на территории общины, потреблялось коллективно,
совместно. В отношениях внутри общины господствовали отношения равно
необходимого распределения. Всё, что добывалось членами общины, приносилось на
стоянку и уже здесь распределялось в соответствии с потребностями коллектива.
Это приводило к тому, что охотник не обязательно получал самую лучшую или
большую часть добычи. Продукт распределялся внутри общины, и все её члены
наделялись своей долей.
В основе социальных
связей лежали отношения реципрокного (от лат. reciproco - «движение
туда и обратно») обмена, взаимности, т.е. обязательного отдара за полученный
дар, обязательного воздаяния за полученное оскорбление, мести за нанесённый
ущерб. Каждое первобытное сообщество было полностью независимо от соседей, оно
носило автаркический характер. Это не значит, что не было связей между
общинами: иногда возникала необходимость перемещения по территории другой
общины, но она всегда обусловливалась соответствующими соглашениями,
существовал и обмен между сообществами, но он не определял сущность труда и жительства
данного коллектива: каждый первобытный коллектив был самодостаточным целым.
Переход
от первобытности к цивилизации
Примерно в V-IV тыс. до
н. э. началось разложение первобытного общества. Среди факторов,
способствующих этому, помимо неолитической революции важную роль играли
интенсификация земледелия, развитие специализированного скотоводства, появление
металлургии, становление специализированного ремесла, развитие торговли.
С развитием плужного
земледелия земледельческий труд перешёл из женских рук в мужские, и мужчина -
земледелец и воин - стал главой семьи. Накопление в различных семьях
создавалось неодинаковое, причём каждая семья, накапливая имущество, старалась
сохранить его в семье. Продукт постепенно перестаёт делиться среди членов общины,
а имущество начинает переходить от отца к детям, закладываются основы частной
собственности на средства производства.
От счёта родства по
материнской линии переходят к счёту родства по отцу -
складывается патриархат. Соответственно меняется форма семейных
отношений - возникает патриархальная семья, основанная на частной
собственности. Подчинённое положение женщины проявляется, в частности, в том,
что обязательность единобрачия устанавливается только для женщины, для мужчин
же допускается полигамия (многожёнство). Древнейшие документы Египта и Двуречья
свидетельствуют о таком положении, сложившемся к концу IV - началу III тыс. до
н. э. Ту же картину подтверждают древнейшие памятники письменности,
появляющиеся у некоторых племён предгорий Передней Азии, Китая во II тыс. до
н. э.
Рост производительности
труда, усиление обмена, постоянные войны - всё это вело к возникновению
имущественного расслоения среди племён. Имущественное неравенство порождало и
общественное неравенство. Складывалась верхушка родовой аристократии,
фактически ведавшая всеми делами. Знатные общинники заседали в племенном
совете, ведали культом богов, выделяли из своей среды военных вождей и жрецов.
Наряду с имущественной и общественной дифференциацией внутри родовой общины
происходит и дифференциация внутри племени между отдельными родами. С одной
стороны, выделяются сильные и богатые роды,
а с другой - ослабевшие и обедневшие. Соответственно первые из них постепенно превращаются
в господствующие, а вторые - в подчинённые. В результате войн могли оказаться в подчинённом положении целые племена или даже группы племён.
а с другой - ослабевшие и обедневшие. Соответственно первые из них постепенно превращаются
в господствующие, а вторые - в подчинённые. В результате войн могли оказаться в подчинённом положении целые племена или даже группы племён.
Однако долгое время,
несмотря на имущественное и общественное расслоение общины, верхушка родовой
знати ещё должна была считаться с мнением всей общины. Но всё чаще трудом
коллектива злоупотребляет в своих интересах родовая верхушка, с могуществом
которой рядовые общинники уже не могут спорить.
Итак, признаками распада
родового строя явились возникновение имущественного неравенства, сосредоточение
богатств и власти в руках вождей племён, учащение вооружённых столкновений,
обращение пленных в рабов, превращение рода из кровнородственного коллектива в
территориальную общину. Археологические раскопки в различных частях мира, в том
числе и на территории СССР, позволяют сделать такие выводы. Примером могут
служить знаменитый Майкопский курган на Северном Кавказе, относящийся ко II
тыс. до н. э., или пышные погребения вождей в Триалети (южнее Тбилиси).
Обилие драгоценностей, погребение с вождём насильственно убитых рабов и рабынь,
колоссальные размеры могильных насыпей - всё это свидетельствует о богатстве и
власти вождей, о нарушении первоначального равенства внутри племени.
В различных районах мира
разрушение первобытнообщинных отношений произошло разновременно, разнообразными
были и модели перехода к вышестоящей формации: некоторые народы образовали
раннеклассовые государства, другие - рабовладельческие, многие народы миновали
рабовладельческий строй и перешли сразу к феодализму, а некоторые - к
колониальному капитализму (народы Америки, Австралии).
Таким образом, рост
производительных сил создал предпосылки укрепления связей между социальными
организмами, развития системы дарообменных отношений. С переходом от парного
брака к патриархальному, а позднее - моногамному укрепляется семья, которая
обособляется в рамках общины. Общинная собственность дополняется личной.
Индивидуализация производства и укрепление семьи означали ослабление
первобытного коллективизма и общины в целом. По мере развития производительных
сил (переход к медным, бронзовым и железным орудиям труда) и укрепления
территориальных (соседских) связей между семьями на смену ранней первобытной
общине приходит первобытная соседская, а позднее - земледельческая община. Для
неё характерно сочетание индивидуального парцеллярного производства с общей
собственностью на землю, частнособственнического и общинного начал. Развитие
этого внутреннего противоречия создает условия для возникновения классового
общества и государства.
Переход
к социально-стратифицированному обществу. Типы цивилизаций в древности
С конца IV тыс. до
н. э. в истории человечества начинается новый этап - появляются первые
цивилизации, резко отличающиеся от первобытных обществ. Важнейшей характерной
чертой новой ступени развития стало создание государств, которые в IV-II тыс.
до н. э. возникают на обширной территории от Средиземного моря до Тихого
океана. История этих государств с конца IV тыс. до н. э. приблизительно до
середины I тыс. н. э. называется историей Древнего мира и
условно делится на три этапа:
конец IV тыс. до
н. э. - конец II тыс. до н. э. (эпоха ранней Древности);
конец II тыс. до
н. э. - конец I тыс. до н. э. (эпоха расцвета древних государств);
первая половина I тыс.
н. э. (эпоха поздней Древности).
В истории древних
государств выделяются два основных варианта развития - древневосточный и
античный (Греция, Рим), каждый из которых имеет свою специфику.
Древняя восточная
цивилизация
К IIIтысячелетию до н. э.
на Древнем Востоке возникли первые очаги цивилизации. Некоторые ученые называют
древние цивилизациипервичнымидля того, чтобы подчеркнуть, что они выросли
непосредственно из первобытности и не опирались на предшествующую
цивилизационную традицию. Одна из характерных особенностей первичных
цивилизаций состоит в том, что в них присутствует значительный момент
первобытных верований, традиций и форм общественного взаимодействия.
Первичные цивилизации
возникли в сходных климатических условиях. Ученые отмечают, что их зона
охватывала территорию с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным
климатом,среднегодовая температура которых была достаточно высокой — около +
20°С. Лишь несколько тысячелетий спустя зона цивилизации стала распространяться
к северу, где более суровая природа. А это означает, что для возникновения
цивилизации нужны определенные благоприятные природные условия.
Историки также указывают,
что родиной первичных цивилизаций, как правило, являются долины рек. В
IIIтысячелетии до н. э. цивилизация возникла в долине реки Нил в Египте, между
реками Тигр и Ефрат —в Месопотамии. Несколько позднее —вIII—IIтысячелетии до н.
э. в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, во IIтысячелетии до н.
э. в долине реки Хуанхэ — китайская.
Конечно, не все древние
цивилизации были речными. Так, в особой географической ситуации развились
Финикия, Греция и Рим. Это тип приморских цивилизаций.Особенность
приморских условий накладывала особый отпечаток на характер хозяйственной
деятельности, а это, в свою очередь, стимулировало формирование особого типа
социальных и политических отношений, особых традиций. Так формировался другой
тип цивилизации —западный. Таким образом, уже в Древнем мире начинают
складываться два глобальных и параллельных типа цивилизации —восточный и
западный.
Возникновение древнейшего
мирового очага цивилизации произошло в южном Двуречье —долине рек Ефрата и
Тигра. Жители Двуречья сеяли пшеницу, ячмень, лен, разводили коз, овец и коров,
возводили ирригационные сооружения —каналы, водохранилища, с помощью которых
осуществлялось орошение полей. Здесь в серединеIVтысячелетия до н. э. появляются
первые надобщинные политические структуры в форме городов-государств. Эти
города-государства долгое время воевали друг с другом. Но в XXIVв. до н. э.
правитель города Аккада Саргон объединил все города и создал крупное шумерское
государство. В XIXв до н. э. Шумер был захвачен семитскими племенами
—аморитами, на развалинах древнего Шумера было создано новое восточное
государство —Вавилонское. Во главе этого государства стоял царь. Личность царя
обожествлялась. Он одновременно являлся руководителем государства, верховным
главнокомандующим и верховным жрецом.
В древневавилонском
государстве общество было социально неоднородным. В него входили родовая и
военная знать, жрецы, чиновники, купцы, ремесленники, свободные
общинники-крестьяне и рабы. Все эти социальные группы располагались в строгом
иерархическом порядке в виде пирамиды. Каждая группа занимала строго
определенное место и отличалась от других своей социальной значимостью, а также
обязанностями, правами и привилегиями. Господствующей в Вавилоне была
государственная форма собственности на землю.
Жители Древнего Двуречья
внесли огромный вклад в мировую культуру, Это, во-первых, шумерское
иероглифическое письмо, трансформировавшееся в массовой документации
царско-храмовых хозяйств в упрощенную клинопись, что сыграло решающую роль в
возникновении впоследствии алфавитной системы. Во-вторых, это постоянно
развивающаяся усилиями жрецов система календарного счета и элементарная
математика. Тот алфавит, те сведения о календаре и звездном небе с его знаками
зодиака, та десятиричная система счета, которыми мы пользуемся и сегодня,
восходят именно к Древнему Двуречью. К этому можно добавить развитое
изобразительное искусство, первые географические карты и много другое.
Словом, шумеры и
вавилоняне были первыми, кто шел по пути становления государственности. Их
вариант развития хозяйства и форм собственности во многих отношениях был
эталонным для тех, кто шел вслед за ними.
Древняя западная
цивилизация
Следующим глобальным
типом цивилизации, сложившимся в древности, стал западный тип цивилизации. Он
начал возникать на берегах Средиземного моря и наивысшего развития достиг в
Древней Греции и Древнем Риме, обществах, которые принято именовать античным
миром в период с IX—VIII вв. до н. э. до IV— V вв. н. э. Поэтому западный тип
цивилизации с полным основанием можно именовать как средиземноморский или
античный тип цивилизации.
Античная цивилизация
прошла длительный путь развития. На юге Балканского полуострова в силу
различных причин раннеклассовые общества и государства зарождались не менее
трех раз: во 2-й половине III тыс. до н. э. (уничтожено ахейцами); в XVII— XIII
вв. до н. э. (уничтожено дорийцами); в IX—VI вв. до н. э. последняя попытка
удалась — возникло античное общество.
Античная цивилизация, так
же как и восточная цивилизация является первичной цивилизацией. Она выросла
непосредственно из первобытности и не могла воспользоваться плодами
предшествующей цивилизации. Поэтому в античной цивилизации, по аналогии с
восточной, в сознании людей и в жизни общества существенно влияние
первобытности. Господствующее положение занимает религиозно-мифологическое
мировоззрение. Однако в этом мировоззрении имеются существенные особенности.
Античное мировоззрение космологично. Космос по-гречески — это не только мир. Вселенная,
но и порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу своей соразмерностью и
красотой. В основе этой упорядоченности лежат мера и гармония. Таким образом, в
античной культуре на основе мировоззренческих моделей формируется один из
важных элементов западной культуры — рациональность.
Установка на гармонию во
всем космосе связана была и с культуросозидающей деятельностью «античного
человека». Гармония проявляется в пропорции и связи вещей и эти пропорции связи
могут быть вычислены и воспроизведены. Отсюда — формулирование канона —
совокупности правил, определяющих гармонию, математические расчеты канона,
базированных на наблюдениях над реальным человеческим телом. Тело — прообраз
мира. Космологизм (представления о мироздании) античной культуры носил антропоцентрический
характер, т. е. человек рассматривался как центр Вселенной и конечная цель
всего мироздания. Космос постоянно соотносился с человеком, природные объекты с
человеческими. Такой подход определял отношение людей к их земной жизни.
Стремление к земным радостям, активная позиция по отношению к этому миру —
характерные ценности античной цивилизации.
Цивилизации Востока
выросли на поливном земледелии. Античное общество имело иную
сельскохозяйственную основу. Это так называемая средиземноморская триада —
выращивание без искусственного орошения зерновых, винограда и маслин.
В отличие от восточных
обществ античное развивалось весьма динамично, так как с самого начала в нем
разгорается борьба между закабаляемым в долевое рабство крестьянством и
аристократией. У других народов она заканчивалась победой знати, а у древних
греков демос (народ) не только отстоял свободу, но и добился политического
равенства. Причины этого кроются в бурном развитии ремесла и торговли.
Торгово-ремесленная верхушка демоса быстро богатела и в экономическом отношении
стала сильнее землевладельческой знати. Противоречия между могуществом
торгово-ремесленной части демоса и уходящей в прошлое силой землевладельческой
знати составило движущую пружину развития греческого общества, которое к концу
VI в. до н. э. разрешилось в пользу демоса.
В античной цивилизации на
первый план вышли частнособственнические отношения, проявилось господство
частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок.
Появился первый в истории
образец народовластия — демократия как олицетворение свободы. Демократия в
греко-латинском мире была по-прежнему прямой. Предусматривалось равенство всех
граждан как принцип равных возможностей. Существовали свобода слова, выборность
органов власти.
В античном мире были
заложены основы гражданского общества, предусматривающего право каждого
гражданина участвовать в управлении, признание его личного достоинства, прав и
свобод. Государство не вмешивалось в частную жизнь граждан или это
вмешательство было незначительным. Торговля, ремесла, сельское хозяйство, семья
функционировали независимо от власти, но в рамках закона. Римское право
содержало систему норм, регулирующих частнособственнические отношения. Граждане
были законопослушны.
В античности вопрос о взаимодействии
личности и общества решался в пользу первой. Личность и ее права были признаны
первичными, а коллектив, общество — вторичными.
Однако демократия в
античном мире носила ограниченный характер: обязательное наличие
привилегированного слоя, исключение из ее действия женщин, свободных иноземцев,
рабов.
В греко-латинской
цивилизации также существовало рабство. Оценивая его роль в античности,
думается, ближе к истине позиция тех исследователей, которые секрет уникальных
достижений античности видят не в рабстве (труд рабов неэффективен), а в
свободе. Вытеснение свободного труда рабским в период Римской империи явилось
одной из причин упадка этой цивилизации.
Цивилизация Древней
Греции
Своеобразие греческой
цивилизации заключается в появлении такой политической структуры,
как «полис» — «город-государство», охватывающий сам город и прилегающую к
нему территорию. Полисы были первыми республиками в истории всего человечества.
Многочисленные греческие
города были основаны и по берегам Средиземного и Черного морей, а также на
островах — Кипре и Сицилии. В VIII—VII вв. до н. э. большой поток греческих
переселенцев устремился на побережье южной части Италии, формирование на этой
территории больших полисов было столь значительным, что получило название
«Великой Греции».
Граждане полисов имели
право владеть землей, обязаны в той или иной форме принимать участие в
государственных делах, а в случае войны из них составлялось гражданское
ополчение. В эллинских полисах, помимо граждан города, обычно проживало лично
свободное население, но лишенное гражданских прав; нередко это были переселенцы
из других греческих городов. На нижней ступени социальной лестницы античного
мира находились совершенно бесправные рабы.
В полисной общине
господствовала античная форма собственности на землю, ею пользовались те, кто
был членом гражданской общины. При полисной системе осуждалось накопительство.
В большинстве полисов верховным органом власти было народное собрание. Ему
принадлежало право окончательного решения важнейших полисных вопросов.
Громоздкий бюрократический аппарат, свойственный восточным и всем тоталитарным
обществам, в полисе отсутствовал. Полис представлял собой практически полное
совпадение политической структуры, военной организации и гражданского общества.
Греческий мир никогда не
был единым политическим целым. Он состоял из нескольких совершенно
самостоятельных государств, которые могли вступать в союзы, обычно добровольно,
иногда по принуждению, вести между собой войны или заключать мир. Размеры
большей части полисов были невелики: обычно в них был только один город, где
проживало несколько сот граждан. Каждый такой городок был административным,
хозяйственным и культурным центром маленького государства, а население его
занималось не только ремеслом, но и земледелием.
В VI—V вв. до н. э. полис
развился в особую форму рабовладельческого государства, более прогрессивную,
чем восточные деспотии. Граждане классического полиса равны в своих
политических и юридических правах. Выше гражданина в полисе никто не стоял,
кроме полисного коллектива (идея суверенитета народа). Каждый гражданин имел
право публично высказать свое мнение по любому вопросу. Для греков стало
правилом принимать любые политические решения открыто, сообща, после
всестороннего публичного обсуждения. В полисе налицо разделение высшей
законодательной власти (народное собрание) и исполнительной (выборные срочные
магистратуры). Так, в Греции утверждается строй, известный нам как античная
демократия.
Древнегреческая
цивилизация характеризуется тем, что она наиболее рельефно выражает идею
суверенитета народа и демократическую форму правления. Греция архаического
периода имела определенную специфику цивилизации по сравнению с другими
античными странами: классическое рабство, полисную систему управления, развитой
рынок с денежной формой обращения. Хотя Греция того времени не представляла
собой единого государства, однако постоянная торговля между отдельными
полисами, экономические и родственные связи между соседними городами приводили
греков к самосознанию — быть им в едином государстве.
Расцвет древнегреческой
цивилизации был достигнут в период классической Греции (VI в.—338 г. до н. э.).
Полисная организация общества эффективно осуществляла экономические, военные и
политические функции, стала уникальным явлением, неизвестным в мире древней
цивилизации.
Одной из особенностей
цивилизации классической Греции явился стремительный подъем материальной и
духовной культуры. В области развития материальной культуры отмечалось
появление новой техники и материальных ценностей, развивалось ремесло,
сооружались морские гавани и возникали новые города, шло строительство морского
транспорта и всевозможных памятников культуры и т. п.
Порождением высочайшей
культуры древности является цивилизация эллинизма, начало которой положило
завоевание Александром Македонским в 334—328 гг. до н. э. Персидской державы,
охватывавшей Египет и значительную часть Ближнего Востока до Инда и Средней
Азии. Период эллинизма длился три столетия. На этом широком пространстве
сложились новые формы политической организации и социальных отношений народов и
их культуры — цивилизация эллинизма.
Особенности эллинистической цивилизации
К характерным
особенностям цивилизации эллинизма можно отнести: специфическую форму
социально-политической организации — эллинистическая монархия с элементами
восточной деспотии и полисного устройства; рост производства продуктов и
торговля ими, развитие торговых путей, расширение денежного обращения, в том
числе появление золотых монет; устойчивое сочетание местных традиций с
культурой, принесенной завоевателями и переселенцами греками и другими
народами.
Эллинизм обогатил историю
человечества и мировую цивилизацию в целом новыми научными открытиями.
Величайший вклад в развитие математики и механики внесли Эвклид (III в. до н.
э.) и Архимед (287—312 гг.). Разносторонний ученый, механик и военный инженер
Архимед из Сиракуз заложил основы тригонометрии; им были открыты принципы
анализа бесконечно малых величин, а также основные законы гидростатики и
механики, широко применявшиеся для практических целей. Для оросительной системы
в Египте применялся «архимедов винт» — прибор для откачки воды. Это была
наклонно расположенная полая труба, внутри которой находился плотно прилегающий
к ней винт. Вращавшийся с помощью людей винт зачерпывал воду и поднимал ее
наверх.
Путешествия по суше
вызывали потребность точно измерять длину пройденного пути. Эта задача была
разрешена в I в. до н. э. александрийским механиком Героном. Он изобрел прибор,
названный им годометром (измерителем пути). В наше время такие приборы
именуются таксометрами.
Мировое искусство
обогатилось такими шедеврами, как Алтарь Зевса в Пергаме, статуи Венеры
Милосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа Лаокоон. Вошли в золотой
фонд эллинистической цивилизации достижения древнегреческой, средиземноморской,
причерноморской, византийской и других культур.
Цивилизация Древнего Рима
По сравнению с Грецией
была более сложным явлением. Согласно античной легенде, город Рим был основан в
753 г. до н. э. на левом берегу Тибра, справедливость которой подтвердили
археологические раскопки нынешнего столетия. Первоначально население Рима
состояло из трехсот родов, старейшины которых составляли сенат; во главе общины
стоял царь (по-латыни — reve). Царь являлся верховным военачальником и жрецом.
Позднее присоединенные к Риму жившие в Лациуме общины латинов получили
наименование плебеев (плебс-народ), а потомки старых римских родов,
составлявшие тогда аристократический слой населения, получили название
патрициев.
В VI в. до н. э. Рим стал
довольно значительным городом и находился в зависимости от этрусков, обитавших
к северо-западу от Рима.
В конце VI в. до н. э. с
освобождением от этрусков формируется римская республика, просуществовавшая
около пяти столетий. Римская республика вначале была небольшим по площади
государством, менее 1000 кв. км. Первые века республики — время упорной борьбы плебеев
за их уравнение в политических правах с патрициями, за равные права на
общественную землю. В результате постепенно территория римского государства
расширяется. В начале IV в. до н. э. она уже более чем вдвое превысила
первоначальные размеры республики. В это время Рим был захвачен галлами,
которые несколько ранее обосновались в долине реки По. Однако галльское
вторжение не сыграло значительной роли в дальнейшем развитии римского
государства. II и I вв. до н. э. были временами больших завоеваний, отдавших
Риму все страны, прилегавшие к Средиземному морю, Европу до Рейна и Дуная, а
также Британию, Малую Азию, Сирию и почти все побережье Северной Африки.
Страны, завоеванные римлянами вне Италии, получали наименование провинций.
В первые века
существования римской цивилизации рабство в Риме было слабо развито. Со II в.
до н. э. количество рабов возросло в связи с успешными войнами. Положение в
республике постепенно обострялось. В I в. до н. э. война неполноправных
италиков против Рима и восстание рабов под предводительством Спартака потрясли
всю Италию. Все завершилось установлением в Риме в 30 г. до н. э. единоличной
власти императора, опиравшегося на вооруженную силу.
Первые века Римской
империи были временем сильнейшего имущественного неравенства, распространения
крупного рабовладения. С I в. до н. э. наблюдается и противоположный процесс —
отпуск рабов на волю. В дальнейшем рабский труд в сельском хозяйстве постепенно
вытесняется трудом колонов, лично свободных, но прикрепленных к земле
хлебопашцев. Ранее процветавшая Италия стала ослабевать, а значение провинций —
возрастать. Начался распад рабовладельческой системы.
В конце IV в. н. э.
Римская империя делится примерно пополам — на восточную и западную части.
Восточная (Византийская) империя просуществовала до XV в., когда она была
завоевана турками. Западная империя в течение V в. до н. э. подвергалась
нападениям гуннов и германцев. В 410 г. н. э. Рим был взят одним из германских
племен — остготами. После этого Западная империя влачила жалкое существование,
а в 476 г. ее последний император был свергнут с престола.
Народы
и древнейшие государства на территории России
У разных народов в разных
районах Земли появление тех или иных орудий труда и форм общественной жизни
происходило не одновременно. Шел процесс формирования человека и формирования
человеческого общества. В период раннего каменного века - палеолита (700 тыс.
лет назад) человек проник на территорию Восточной Европы. Заселение шло с юга.
Найдены следы пребывания древнейших людей в Крыму, Абхазии, Армении, в Средней
Азии (юг Казахстана, район Ташкента), в районе Житомира и на Днестре. Великий
ледник. 100 тыс. лет назад значительную часть Европы занимал огромный ледник
толщиной до 2 км. Суровый климат сказался на развитии человечества. К этому времени
относится зарождение членораздельной речи, родовой организации общества,
религиозные представления (страх перед силами природы и неумение их объяснить
явились причинами возникновения языческой религии). В период позднего палеолита
(35-10 тыс. назад) закончилось таяние ледника и установился климат, похожий на
современный. Использование огня, развитие орудий, упорядочение отношений между
полами. Обнаружены следы первых долговременных поселений. Приходит более
высокая форма организации общ-ва - родовая община (это объединение людей одного
рода, имеющих коллективную собственность и ведущих хозяйство на основе
возрастного и полового разделения). Сохранились произведения искусства позднего
палеолита на Южном Урале. В мезолите стали использовать каменный топор, изобретение
лука. К охоте и собирательству добавилось рыболовство. Началось одомашнивание
животных: была приручена собака, вслед за ней - свинья. Окончательно была
заселена Евразия: человек дошел до берегов Балтики и Тихого океана. В
зависимости от природно-климатических условий на территории Восточной Европы и
Сибири сложились различные типы хозяйственной деятельности. В степной полосе от
среднего Днепра до Алтая жили скотоводческие племена. На Украине, Закавказье,
Средней Азии, юга Сибири расселились земледельцы. Охотничье-рыболовческое
хозяйство характерно для северных, лесных районов европейской части и Сибири.
Историческое развитие отдельных регионов шло неравномерно. Более быстро
развивались скотоводческие и земледельческие племена. Земледелие постепенно
проникало в степные районы. Из числа стоянок земледельцев на территории
Восточной Европы и Средней Азии можно выделить неолитические поселения в
Туркмении (вблизи Ашхабада), в Армении (близ Еревана) и др. Бронзовый век (3-1
тыс. до н.э.): Новый толчок в историческом развитии человечество получило,
освоив производство металла. На территории нашей страны ускорилось развитие тех
племен, которые жили вблизи залежей меди и олова. На территории Евразии такие
племена обитали в районах Северного Кавказа, Средней Азии, Урала и Сибири.
Переход к металлическим орудиям труда привел к выделению скотоводческих и
земледельческих племен. Возросла роль мужчины в производстве. Происходило
объединение и укрупнение родов в племена. Начали складываться большие
культурные общности. Ученые полагают, что эти общности соответствовали языковым
семьям, из которых вышли народы, населяющие в настоящее время нашу страну.
Наиболее крупная языковая семья - индоевропейская. Она складывалась на
территории современного Ирана и Малой Азии, распространялась на Южную и
Восточную Европу, Малую и Центральную Азию и в районе Индостанского
полуострова. Впоследствии индоевропейская языковая семья раскололась на
несколько ветвей: на юге и юго-востоке - иранцы, индийцы, таджики, армяне и
др.; на западе - нынешние германцы, французы, англичане и др.; на востоке -
балты и далекие предки славян. Вторая большая языковая семья - угро-финская
(нынешние финны, эстонцы, корелы, ханты, мордва и др.) издавна занимала
территорию от Прикамья до Зауралья, откуда ее племена расселялись на
европейский север, в Поволжье и Западную Сибирь. Предки тюркских народов жили
в Центральной Азии, откуда они начали свое продвижение в Восточную Европу и
далее на запад. В горных ущельях Северного Кавказа со времен бронзового века до
наших дней живут народы иберийско-кавказской языковой семьи. На территории
Восточной Сибири и Северо-Восточной Азии расселились коряки, алеуты, эскимосы
и другие народы, которые дожили здесь вплоть до наших дней. Происхождение
народов (этногенез) - один из сложных вопросов науки; это длительный процесс,
занимающий несколько тысячелетий. К середине второго тысячелетия до н.э.
археологи относят выделение из индоевропейских племен праславян. Это была
группа родственных племен; принадлежащие им памятники прослеживаются от Одера
на западе до Карпат на востоке Европы. Процесс разложения первобытно-общинного
строя в разных регионах Евразии проходил неодновременно. В южных районах
разложение первобытно-общинного строя произошло раньше, что привело к возникновению
рабовладельческих государств в Средней Азии и Закавказье, в Поволжье. На
территории Северного Причерноморья жили многочисленные кочевые племена,
переживавшие стадию разложения первобытнообщинного строя. Наиболее быстро этот
процесс шел у ирано-язычных скифов, где складывалось классовое общество.
Геродот (V в. до н.э.) называет скифами все население, живущее к северу от
Черного и Азовского морей. Возможно, что в число скифов включали и часть
славян, обитавших в Среднем Приднестровье (скифы-пахари, или борисфеняне, от
древнего названия Днепра — Борисфен). Для скифов было характерно развитие
патриархального рабства, связанного с первобытнообщинными отношениями.
Имущественное расслоение у скифов достигло значительных размеров, о чем
свидетельствуют сокровища, найденные в курганах - захоронениях скифских царей.
В VI-IV вв. до н.э. скифы объединились в мощный племенной союз. Сложилось
сильное Скифское государство со столицей в Неаполе Скифском (близ Симферополя).
При раскопках Неаполя Скифского археологи обнаружили значительные запасы зерна.
Скифы-земледельцы выращивали "лучшую в мире пшеницу" (Геродот). Зерно
из Скифии вывозилось в Грецию. Города Причерноморья копировали устройство
греческого мира. Античное рабство в отличие от рабства в восточных деспотиях и
патриархального рабства народов, находившихся на стадии разложения
первобытнообщинного строя, основывалось на высоком уровне развития товарного
производства. Значительное развитие получило ремесло. В результате войн
умножилось число рабов, которыми имели право владеть все свободные граждане.
Свободные граждане играли большую роль в управлении страной в античных
государствах. Почти все города-государства Причерноморья были
рабовладельческими республиками. За крепостной стеной возвышались
величественные храмы, жилые и общественные здания. В первых веках нашей эры
рабовладельческие города-государства Причерноморья попали в зависимость от
Рима. К Ш в. н.э. отчетливо проявился кризис рабовладельческого строя, а в IV-V
вв. н.э. рабовладельческие державы пали под натиском племен готов и гуннов.
Рабский труд в условиях перехода к железным орудиям становился невыгодным.
Нашествие варварских племен довершило падение рабовладельческой цивилизации.
Железный век (с 1 тыс. до н.э.): Переходу народов к классовому обществу способствовало
начало изготовления орудий труда из железа (рубеж I тыс. н.э.). Широкое
распространение месторождений железа в виде болотных руд, его дешевизна по
сравнению с бронзой, более высокая производительность орудий из железа привели
к вытеснению бронзовых и каменных изделий. Применение железа дало огромный
толчок развитию производительных сил, повлекло отделение ремесла от земледелия,
стали изготовлять изделия не только на заказ, но и для обмена, что означало
появление товарного производства. Широкое распространение железа на территории
нашей страны относится к I тыс. до н.э. Продвижение земледелия на север от зоны
теплого климата привело к тому, что на землях, где жили наши далекие предки -
славяне, также стали появляться предпосылки для возникновения частной
собственности; зарождалось классовое общество, требовавшее организации
социальных отношений, и, как естественный результат, складывалось государство.
Проблема
этногенеза восточных славян
Этногенез - момент
зарождения и последующий процесс развития какого-либо народа, приведший к
определенному состоянию, виду, явлению. Включает как начальные этапы
возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его
этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.
К восточнославянским
народам относят русских, украинцев и белорусов, а также субэтнические группы
малой численности: поморы, казаки донские, казаки запорожские,
казаки-некрасовцы, русскоустьинцы, марковцы и некоторые другие. Территория
проживания этих народов компактна, ограничена с запада Польшей, прибалтийскими
странами, странами Скандинавии, с севера - Северным Ледовитым океаном, далее с
востока реками Двина и Волга и с юга - Черным морем. Основная часть приходится
на Восточноевропейскую равнину, которая диктует основной ландшафт территории
(равнины, зона лиственных лесов). Климат умеренный.
Предыстория восточных
славян начинается с III тыс. до н. э. Племена протославян уже знали мотыжное
земледелие и скотоводство. Установлено, что в рамках IV тыс. до н. э.
скотоводческо-земледельские племена, носители Балкано-Дунайской археологической
культуры, занимали область нижнего течения Днестра и Южного Буга.
Следующим этапом было
расселение "трипольских" племен - III тыс. до н.э. Это были племена с
развитым для своего времени скотоводческо-земледельческим хозяйством, обитатели
огромных поселков.
На время эпохи
средневековья выделились следующие племена восточных славян:
·
кривичи;
·
словене-новгородские;
·
вятичи;
·
радимичи;
·
дреговичи;
·
северяне;
·
поляне;
·
тиверцы;
·
уличи;
·
древляне.
Использованные
источники
1. Алексеев
В. П., Першиц А. И. История первобытного общества. Высшая
школа. 1990.
2. Бауэр
С. У. История древнего мира. Государственное учебно-педагогическое издательство
Министерства Просвещения РСФСР. 1952.
3. Дмитревский
Н.П., Зимелева М.В., Кечекьян С.Ф., Мартысевич И.Д., Перетерский И.С., Юшков
С.В. Всеобщая история государства. Том 1. Древний мир и средние века. Зерцало. 2011.
4. Ефименко
П.П. Первобытное общество. ЁЁ Медиа. 1938.
5. Матюхина
Ю.А., Царева Т.Б. Великие империи мира. РИПОЛ классик. 2011.
6. Нишкин
В. О. Древние цивилизации. Росмэн. 2014.
7. Поляк
Г.Б., Маркова А.Н., Андреева И.А., Айсина И.А. Всемирная история. ЮНИТИ-ДАНА.
2012.
8. Радугина
А. А. История России. Россия в мировой цивилизации. ЦЕНТР. 2002.
9. Рассел
Д. Первобытное общество. VSD. 2012.
10.
Тахтарев К. М. Очерки по истории первобытной культуры.
Первобытное общество. Красанд. 2010.
Комментариев нет:
Отправить комментарий