Страницы

понедельник, 16 января 2017 г.

Архитектура Древней Греции как синтез искусств

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Факультет дизайна


РЕФЕРАТ


По дисциплине «История искусств»
На тему «Архитектура Древней Греции как синтез искусств»






Выполнила:
Анаит Артуровна Арутюнян
Студентка 1 курса
Заочного отделения


                                                             
Москва
2017


Содержание
1.     Синтез искусств
2.     Синтез искусств в архитектуре
3.     Основные особенности и достижения архитектуры Древней Греции
4.     Архитектура Древней Греции VIII в. до н. э - V в. до н.э
5.     Крито-микенская архитектура
6.     Ранний период
7.     Архаический период
8.     Классический период
9.     Эллинистический период
10.           Здания и архитектурные комплексы
11.            Как формировались города в Древней Греции
12.            Гипподам и его последователи
13.            Использованные источники


















Синтез искусств
Сиинтез искуусств – (от греч. synthesis — соединение, сочетание) создание качественно нового художественного продукта посредством ограниченного соединения искусства или видов искусства в единое целое.
При объединении искусств каждое из них вносит в синтетическое целое свой вклад, обогащает это целое присущими данному искусству специфическими возможностями и чертами. Вместе с тем, входя в синтетическое целое, каждое из искусств так или иначе приспосабливается к другим и к целому, приобретает особые черты, в которых у него не было необходимости при обособленном существовании. Поэтому синтез — не механический конгломерат отдельных искусств, и он не сводим к их простой сумме. Синтез искусств — это органическое художественное целое, обладающее новым качеством по отношению к каждому входящему в него искусству.
Конечное явлениене сводится к сумме составляющих его компонентов, оно обобщает такие их свойства как идейно-мировоззренческое, образное и композиционное единство, общность участия в художественной организации пространства, времени и другие, позволяя оказывать многостороннее эмоциональное воздействие на восприятие человека. Объединение искусств в новый синтетический вид происходит из-за потребности общества в более широком, всеохватывающем освоении и изображении действительности.
Уровни осуществления синтеза искусств
Выделяют два уровня синтеза искусств:
·        Внутри вида искусства (например, использование отрывков лирического текста в эпосе).
·        Между видами искусства (например, создание кинематографического образа на основе сценария, написанного по мотивам литературного произведения).
Соотношение между участвующими в синтезе искусствами
·        Два вида могут полностью доминировать над другими (например, подчинение древнеегипетской архитектурой скульптуры и живописи).
·        Всеобщее значение может приобрести качество, присущее одному из искусств (например, «пластичность» в древнегреческом искусстве, «живописность» в барокко).
·        Виды искусства могут срастаться между собой (архитектура и скульптура готики).
·        Вид искусства способен ярко контрастировать (архитектурные сооружения двадцатого века).
·        Два вида искусства могут дополнять друг друга без слияния в одно целое (искусства в эпоху Возрождения).
Формы синтеза искусств
В мировой эстетике известны концепция Ломоносова, в которых подчеркивалось, что синтез искусств предоставляет художественному творчеству новые резервы и дополнительные возможности в освоении мира, в создании качественно новых художественных ценностей. Поэтому в мировой истории искусства существуют разнообразные формы синтеза. Архитектура и монументальное искусство постоянно тяготеют к объединению, создавая архитектурно-художественный синтез, в котором живопись и скульптура, выполняя собственные задачи, также расширяют и истолковывают архитектурный образ. В этом пространственно-пластическом синтезе обычно участвуют декоративно-прикладное искусство(средствами которого создаётся предметная среда, окружающая человека), а также нередко произведения станкового искусства. Синтез временных искусств (поэзия, музыка) осуществляется во всех жанрах вокальной и вокально-театральной музыки (песня, романс, кантата, оратория, опера и др); своеобразной формой синтеза музыки и поэзии являются многие произведения программной инструментальной музыки. Потребность в новых творческих резервах рождала такие виды искусства, как театр, кино и родственные им временно-пространственные искусства, которые синтетичны по своей природе. Они объединяют творчество драматурга (сценариста), актёра, режиссёра, художника, а в кино также оператора; в музыкальном театре драматическое искусство выступает в единстве с вокальной и инструментальной музыкой, хореографией и т. д. Искусство режиссёра эстетически объединяет компоненты художественного театрального или кинематографического произведения в новое целое.
При синтезе пластических искусств его основой являются те реальные процессы человеческой жизнедеятельности (труда, быта, общественных событий и т. д.), для протекания и пространственного оформления которых создается архитектура. С учетом характера и развертывания этих процессов она включает в себя также монументально-декоративную скульптуру (статуи, рельефы, лепной декор и т. п.) и живопись (панно, фрески, мозаики, витражи, орнаменты и т. д.), а также произведения декоративно-прикладного искусства (народных промыслов и промышленного дизайна), которые дополняют, развивают и конкретизируют собственно архитектурный образ. Строительство больших общественных зданий, Дворцов культуры, театров, парков и стадионов открывает новые широкие перспективы взаимодействия видов искусства и ставит проблему синтеза как одну из важнейших задач социалистического реализма. Только с учетом и использованием синтеза искусств может быть решена программная задача создания прекрасной и достойной человека окружающей среды, способной радовать, идейно-эстетически воспитывать, удовлетворять высокие и развитые вкусы.

Синтез искусств в архитектуре

Синтез искусств в архитектуре – это  взаимосвязанное, органическое единство различных видов искусства (живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и др.) и архитектуры, в результате осуществления которого возникает новое эстетически-образное качество целостного художественного ансамбля. Синтез искусств нельзя рассматривать как простую сумму отдельных видов искусства, механически объединенных в одном комплексе или сооружении, даже если они выполнены одновременно. Подлинный синтез искусств является высшей формой художественного развития, т. к. подразумевает не только эстетическое совершенство отдельных составляющих его компонентов, но и эстетическое качество, возникающее в результате художественного взаимодействия этих произведений. В этом случае отдельные виды искусств должны обладать особыми качествами, отвечающими их роли и расположению в архитектурном ансамбле (напр., живопись, скульптура на фасадах зданий должны обладать монументальностью, декоративностью).
В синтезе архитектуры и изобразительных искусств ведущую роль играет архитектура, организующая пространство и являющаяся основой любого ансамбля или отд. произведения, основанного на синтезе искусств.

Архитектура в значительной мере определяет место, идейную направленность, масштаб, технику исполнения и общие принципы композиции скульптуры, живописи, элементов декоративно-прикладного искусства, являющихся компонентами органического решения общей художественной задачи. Изобразительное искусство может выступать в синтезе с архитектурой в различных сочетаниях. В одних случаях произведения скульптуры могут иметь тектоническую связь со зданием (напр., кариатиды, атланты), а монументальная живопись – заполнять  отведенные для нее поверхности ограждающих конструкций и архитектурных элементов - стен, сводов, перекрытий и т. д. В других случаях Синтез искусств формируется сочетанием свободно стоящих скульптурных изваяний, декоративных стенок и мозаичных панно, для которых архитектурные сооружения являются лишь основным фоном или системой организации пространства. Этот последний прием, при котором живопись и скульптура получают сравнительно большую самостоятельность, получил значительное распространение в современной архитектурно – художественной  практике.


Основные особенности и достижения архитектуры Древней Греции

1. В архитектуре Древней Греции были созданы прекрасные сооружения непреходящего художественного значения (Парфенон и др.).
2. Греческая архитектура оставила нам целый ряд типов зданий, дошедших почти без изменений до наших дней, - открытые театры, залы советов, стадионы и др.
3. Греческая архитектура ценна для нас своим реалистическим характером, демократичностью и гуманизмом, органически свойственных греческому мировоззрению, которое нашло яркое воплощение в архитектурных сооружениях.
4. Великим достижением античной Греции явилось создание закономерной стройной системы архитектурных ордеров, дающих законченное выражение тектоники стоечно-балочной конструкции в пластических формах.
5. На греческой культуре и архитектуре основано все дальнейшее развитие европейской цивилизации, искусства и архитектуры, причем русская культура связана с наследием античной Греции более непосредственно, чем западноевропейская, которая воспринимала достижения древних греков через культуру завоевавших Грецию римлян.



Архитектура Древней Греции VIII в. до н. э - V в. до н.э

Основные исторические процессы рассматриваемого периода. Основным районом, где сложилась великая греческая культура, были берега Эгейского моря: восточное побережье Греции, западная часть Малой Азии и многочисленные острова между ними. Именно Греция создала великий перелом в мировой культуре. На смену чудовищным по размерам пирамидам пришло искусство, проникнутое верой в красоту и величие свободного человека. До сих пор памятники архитектуры и искусства Древней Греции поражают нас гармоничным совершенством, уважением к достоинству человека. Не случайно греческий поэт Софокл, сказал: «… Много в природе дивных сил, но сильнее человека – нет …».  В Греции высоко ценили физическую силу и красоту. Спорт – непременное  условие воспитания гармонически развитого прекрасного человека. Огромное значение придавалось олимпийским играм. Это был смотр физической и духовной доблести. На состязания не допускались люди, запятнавшие себя неблаговидными поступками. По олимпиадам вёлся счёт времени, победителям воздвигались статуи. В истории архитектуры Древней Греции различают несколько периодов:
1. Эгейский (3 – 2 тыс. до н.э.); 
2. Ранний (XI – IX вв. до н.э.); 
3. Архаический (VI – V вв. до н.э.); 
4. Классический (V – IV вв. до н.э.); 
5. Эллинистический (IV – I вв. до н.э.).
Каждый из этих периодов имел свои особенности развития архитектурных форм.


Крито-микенская архитектура
Древнейший период Древней Греции – эгейский (3-2 тыс. до н.э.), названный так потому, что его культуру создали племена, обитавшие на островах и побережье Эгейского моря, в материковой Греции, на острове Крит и в Трое (западное побережье Малой Азии). Эгейский период называют еще и крито-микенским. В этот период создаются большие жилые комплексы и первые монументальные здания-дворцы – резиденции правящего рода, а позже – царя. Все постройки дворцов, частично двухэтажные, размещались по сторонам большого двора, окруженного каменной стеной. На возвышении располагался Акрополь – центральная религиозная и политическая площадь. В эгейских городах у подножия Акрополя лежал нижний город, где жили купцы, ремесленники и бедный люд.  Здание дворца в плане отличалось простотой и строгостью архитектурного замысла: в центре – парадное прямоугольное помещение с очагом, в середине – мегарон; четыре колонны поддерживали крышу с отверстием для дыма. Вокруг мегарона размещались коридоры, кладовые, ванные и жилые комнаты. Например, дворец в Кноссе на  о. Крит.   Планировка мегарона была применена и в жилище. В Древней Греции мегарон стал характерным типом жилища. Это небольшое, прямоугольное в плане здание с двускатной крышей и входом по узкой стороне в виде портика с двумя колоннами. Греческие дома были несимметричными в плане и состояли из переднего помещения и зала с очагом. Тесаные камни стен штукатурили, перекрытия были деревянными. На этой основе сформировались древнегреческие храмы, ставшие классическими.
http://civilka.ru/wp-content/uploads/2015/12/knoss_dvorec.jpg
Кносский дворец


Ранний период
Ранний период истории Древней Греции (XI – IX вв. до н.э.) принято называть гомеровским. От архитектурных сооружений того периода сохранились лишь руины. Фундаменты жилых домов и храмов делали из грубого камня, стены – из кирпича-сырца, частично с деревянным каркасом. Вход в дом или храм представлял собой двухколонный портик. Здание завершалось двускатной крышей, образующей на торцовых сторонах фронтоны.  С VIII в. до н.э. начинается массовое строительство храмов. Простейший храм, посвященный какому-либо божеству, состоял из одного помещения, где стояла культовая статуя. Перед входом помещался алтарь для жертвоприношений.  Типы храмов были разнообразны: с выдвинутыми вперед 4-, 6-, 8-колонными портиками на одном или двух противоположных торцевых фасадах. Часто здание храма окружали одним (периптер) или двумя (диптер) рядами колонн.  Храмы становятся центрами политических, культурных, экономических связей. Так, у храма Зевса в Олимпии с 766 г. до н.э. каждые четыре года проводились Олимпийские игры.


Архаический период
Архаический период греческой истории относится к VII-VI вв. до н.э. Это время формирования греческого рабовладельческого общества и возникновения городов-государств (полисов), укрепленных экономических и политических центров гражданской общины.
Развитие ордеров в Древней Греции было связано с формированием основных типов зданий, прежде всего – храмов. Храм был хранилищем казны, художественных сокровищ, площадь перед ним была местом праздников и собраний. Храм воплощал идею единства, величия и совершенства города-государства.

В архаический период появляются монументальные постройки из камня, главным образом из известняка мягких местных пород. Эллинские мастера архитектуры уже в VII в. до н.э. разработали строго продуманную систему рациональных соотношений между несущими и ненесущими (несомыми) частями здания, между колоннами и перекрытием, лежащим на них. Эта цельная, художественно осмысленная система сочетания конструктивных и декоративных частей со строгими соотношениями их размеров, установившая определенный порядок в отношениях частей здания, получила название ордер (лат. ordo – порядок).
В процессе формирования греческой архитектуры возникли в начале два основных ордера: дорический и ионический; несколько позже (430 г. до н.э.) появился коринфский ордер. Они различались в деталях и пропорциях. Дорическая архитектура отличалась простотой и мужественностью форм; ионическая – легкостью, стройностью, изяществом; коринфская – большей декоративностью. Дорический и ионический стили возникли еще в деревянно-сырцовых постройках, поздние формы были переведены в камень.  Архитектурные ордеры как композиционная система сложились в Древней Греции в VI–V вв. до н.э. окончательно, ознаменовав начало классического периода в архитектуре.  Дорический, ионический и коринфский ордеры, возникшие в Древней Греции, обладают общей конструкцией и композиционной схемой.  Композиционная схема ордеров имеет характерное для классики трехчастное деление по высоте: главная несущая часть – колонна; несомая часть – антаблемент; ступенчатое основание – стилобат. Аналогично на три горизонтальных пояса делится поле каменной стены храма. Колонна завершается капителью. Верхняя часть капители (абака) воспринимает часть антаблемента. Основание колонны (база) лежит на квадратной плите (плинте). В отличие от ионической и коринфской дорическая колонна не имеет базы. Средняя часть колонны – ствол – выше нижней трети сужается кверху и имеет легкую кривизну (энтазис). Ствол колонны обработан вертикальными желобами (каннелюрами). 
http://ok-t.ru/studopediaru/baza4/551343333777.files/image012.jpg
Антаблемент в свою очередь делится на три части по высоте: архитрав (нижняя главная балка), фриз (средняя часть), карниз (верхняя часть). Карниз состоит из трех элементов: поддерживающей части, плиты и венчающей части. Карнизная плита выносится вперед и завершается каменным желобом (сима), в котором собирается вода с кровли и стекает через отверстие на землю.  Фриз дорического ордера представляет собой изображение конструкции перекрытия и включает триглифы и метопы, расположение которых связано с осями колонн. Композиция фризов ионического и коринфского ордеров ленточная. Элементы деталей ордеров называются обломами; из них образуются архитектурные профили. В деталях ордеров обломы несут различные композиционные функции: являются поддерживающими, поддерживаемыми и венчающими, а также связующими или разделяющими.  В ордерах получили отражение объективные конструктивно-художественные закономерности формообразования, присущие архитектуре. В этом секрет их долгой жизни и использования вдругих конструктивных системах.
Вместе с ордерами греки разработали систему гармонических соотношений размеров отдельных частей зданий, их пропорции. Это было воспринято всеми последующими поколениями зодчих.  В период архаики возводятся храмы крупных размеров из прочного естественного камня (известняка), ведущим типом храма стал периптер (храм, по периметру окруженный рядом колонн). Например, храм Геры в Посейдонии (Базилика в Пестуме) представляет собой дорический периптер, а храм Артемиды в Эфесе – ионический  периптер.
http://present5.com/docs/iskusstvo_drevney_gretsii_gomerovskiy_i_arkhaika_pptx_5_images/iskusstvo_drevney_gretsii_gomerovskiy_i_arkhaika_pptx_5_19.jpg

Классический период
Классический период древнегреческой архитектуры относится к V –   последней трети IV вв. до н.э. Созданные с первых десятилетий V в.
 творения зодчих, скульпторов, художников в последующие века стали образцом для подражания и назывались классическими (лат. classicus – первоклассный). Преобладающим типом храма в V в. становится дорический периптер. На фронтонах дорических храмов размещали высеченные из мрамора многофигурные композиции.  Мастера V в. до н.э. успешно решили одну из задач, которая во все эпохи стоит перед архитекторами, – задачу органической связи (синтеза) архитектуры, скульптуры и живописи.  Примером классического дорического периптера является храм Зевса в Олимпии (468 – 456 гг. до н.э., Либон), построенный в честь победы над персами. Высота его колонн (10,43 м) стала каноном при создании многих храмов.  Середина V в. до н.э. – время возвышения Афин. Наивысшие достижения древнегреческой архитектуры связаны с ансамблем Афинского акрополя. В этот период Афины становятся во главе созданного ими Морского союза с целью объединения всей Греции. В осуществлении своих политических целей они широко используют средства идеологического порядка, в том числе искусство и архитектуру.
При правителе Афин Перикле, в 440-х годах, предпринимается создание архитектурного ансамбля Акрополя – общественного  и культурного центра города Афин и всего Афинского государства, на месте разрушенного персами. Ансамбль Афинского акрополя является высшим выражением художественного гения греков и одним из наивысших достижений мирового монументального искусства.

Центральный архитектурный ансамбль Афин – Акрополь – включал в себя главный храм Парфенон (447 – 438 гг. до н.э., Иктин и Калликрат), парадный вход на западном склоне Акрополя – Пропилеи (437 – 432 гг. до н.э., Мнесикл), грандиозную статую Афины-воительницы, созданную скульптором Фидием.
Главный вход в Акрополь – Пропилеи, Архитектор – Мнесикл.
Единственная постройка, которая точно принадлежит ему, - Пропилеи       афинского Акрополя (437 - 432 до нашей эры). В Пропилеях, как и в Парфеноне, соединены дорические и ионические ордера. Замысел Акрополя, как всегреческого святилища, требовал разработки всеэллинского архитектурного стиля, к созданию которого зодчий имел прямое отношение.

Позже были построены храм Нике Аптерос (449 – 421 гг. до н.э., Калликрат) и Эрехтейон – храм, посвященный Афине и Посейдону (421 – 407 гг. до н.э., Архилох и Филокл).
Храм Ники (бескрылой Победы) в Акрополе, строился, как памятник в честь победы афинян над персами. Это амфипростиль 5,4 х 8,14 м по стилобату, высота колонн 4,04 м. Колонны храма являются классическим примером ионического ордера. По фризу – барельеф битвы греков с персами. Храм поставлен на высоком выступе крепостной стены, у основания которого выставлялись победные трофеи греков.
monument - Temple of Athena, Nike.  architect - Kallikrates  Date 425 BC  Time Period - High Classical:
Храм Ники

Интересна история храма Ники. Он простоял до конца XVIII века, когда турки, укрепляя оборонительные сооружения, разобрали его и употребили камни на устройство насыпи для батареи. После освобождения Греции части здания и рельефы были извлечены из земли, а в 1835-36 годах храм был вновь сложен и получил нынешний облик. Зимой 1935-36 года, когда храму стало грозить падение, пришлось ещё раз разобрать храм и его постамент, после чего камни вновь были сложены, и храм Ники был вновь реставрирован самым тщательным образом.
 Ассиметричный ансамбль Акрополь – пример единого композиционного замысла.  Парфенон – крупнейший дорический храм в Греции, построен из пантелийского мрамора на вершине Акрополя. Размеры его стилобата 30,89 69,54 м. По типу Парфенон – октастильный (восьмиколонный на коротких фасадах) периптер, высота колонн – 10,4 м. Сосредоточенная в верхних частях здания раскраска восковыми красками (энкаустика) по мрамору подчеркивала тектонику здания.
Храм ориентирован на запад – в  сторону главной дороги и на восток в сторону главного храма Акрополя - Парфенона. Парфенон, посвящённый богине Афине построен в 447-438 г. до н. э. на самой высокой площадке Акрополя. Зодчие – Иктин и Калликрат. Храм должен был быть виден со всех сторон издалека и доминировать в окружающем пространстве, объединяя общий ансамбль. Культовая статуя Афины была выполнена скульптором Фидием из дерева и облицована мрамором, слоновой костью, а волосы богини – золотом. На изготовление статуи было истрачено 1140 кг золота. Сохранилась только копия статуи.

Recreation of the colossal statue of Athena, once housed in the Parthenon, with sculptor Alan LeQuire:
Статуя Афины

При строительстве Парфенона были учтены условия зрительного восприятия сооружения. Оси колонн наклонены к стенам храма, угловые колонны утолщены, уменьшены крайние интерколумнии. Всё это придавало облику храма целостность и едва уловимую пластичность. Зодчие сумели придать храму такую "масштабность", благодаря которой его героическая величественность не подавляла зрителя и вблизи, но, напротив, порождала у него патриотический пафос, гордое самосознание и уверенность в своих силах, которые были характерны для афинян. Иными словами, масштабная характеристика Парфенона такова, что его действительные размеры превышают ожидаемые, но не подавляют.  Обычно греческие античные храмы VI - V вв. до н. э. строились из мягкого пористого известняка. Парфенон был первым из них, построенным целиком из мрамора. Парфенон был не только храмом, он был важным общественным зданием, символом, реальным олицетворением общеэллинского союза, местом хранения ценностей и союзных договоров. Назначение его как храма демонстрировалось раз в четыре года во время панафинейских празднеств. Главным в них была торжественная процессия, проходившая через весь город к Акрополю, для поднесения даров богине Афине.

Греки уделяли исключительное внимание природным условиям и стремились всегда обдуманно и с наибольшим художественным результатом вводить свои сооружения в окружающий пейзаж. Асимметричность композиции в данном случае в значительной мере была подсказана неправильными очертаниями самой скалы Акрополя и меняющимся уровнем ее верхней площадки. Греки не представляли себе здания вне обрамляющего его ландшафта. Им почти никогда не приходила в голову мысль выровнять грунт; они принимают с минимальными поправками тот участок, который им дается природой, и единственной их заботой является связать воедино архитектурное произведение с окружающим пейзажем. Для экономичности сооружений это имело немаловажное значение при холмистом греческом рельефе.

Парфенон ещё долго продолжал служить храмом богини Афины и после того, как христианство стало государственной религией, но в 426 г. по указу византийского императора Феодосия I было приказано разрушить все языческие храмы. Парфенон был разорён, а статуя Афины увезена в Константинополь. Парфенон был обращен в христианский храм святой Софии, премудрости божьей, что сохраняло прежнюю традицию – Афина, родившаяся из головы Зевса, олицетворяла мудрость. При переделке под церковь сильно пострадала скульптурная обработка, а в восточном фронтоне пробито окно. В 662 г. храм был посвящен Богородице и стал афинским кафедральным собором, при крестоносцах – католической церковью, а после завоевания Афин в 1456 г. турками – мечетью. В 1687 г. при осаде города венецианцами бомба попала в здание, где турки хранили порох, и взрыв уничтожил всю центральную часть храма. Венецианцы, овладев Акрополем, пытались увезти с собой часть фронтонных скульптур, и многие из них были  разбиты. После взрыва Парфенон не восстанавливался, но внутри его построили небольшую мечеть с минаретом. В 1801 г. британский посол в Турции лорд Эльджин снял с развалин Парфенона большую часть скульптур и вывез в Англию, где они находятся в особом зале Британского музея в Лондоне.

http://missw.net/wp-content/uploads/luchshiy-otpusk-antichnoe-velichie-afinskiy-akropol-1.jpgThe Acropolis of Athens (Ancient Greek: Ἀκρόπολις) is an ancient citadel located on an extremely rocky outcrop above the city of Athens and contains the remains of several ancient buildings of great historic and architectural significance, the most famous being the Parthenon. While there is evidence that the hill was inhabited as far back as the fourth millennium BC, it was Pericles (c. 495 – 429 BC) in the fifth century BC who coordinated the construction of the site's most important buildi...:
Ансамбль Афинского акрополя (V в. до н.э.)
The Acropolis, built in the 5th century B.C. to glorify Greece following its defeat of the Persians at the Battle of Marathon, stands awesome and aloof on its limestone mesa above hectic modern Athens. Its shimmering, white-marble Parthenon (top right) is among the most recognizable structures on Earth.:
(Roman Architecture) Parthenon Athens, Greece. Parthenon is a temple dedicated to goddess Athena on the Acropolis. It is the most significant structure of Greece and its beautifully decorated sculptures are the highlights of Greek art.:
Парфенон в Афинском Акрополе

Эрехтейон – последняя постройка Акрополя - 406 г. до н. э. Он, имеет меньшие размеры 11х23 м, но он более сложный. 2 входа – в   разных уровнях.
Шестиколонный портик с восточной стороны и четырехколонный – с северной решены в ионическом ордере. Фриз выложен из темного элевсинского мраморовидного известняка, на фон которого наложены высеченные из белого мрамора рельефные скульптуры.
Здесь объединены 2 храма - Афины и Посейдона. Портики – ионический  ордер. Стена, обращённая к Парфенону с юга имеет портик, в котором место колонн заняли статуи девушек - Кариатиды. Несимметричный храм из пентелийского мрамора, расположенный на крутом рельефе, каждый фасад имеет свой характерный облик.

Изучение ансамбля, знакомство с его историей, сопоставление с другими ансамблями Древней Греции приводят к выводу, что в комплексе нет ничего случайного, все продуманно и посвоему логично. В основу ансамбля заложены два последовательно проводимых принципа, которым следовала древнегреческая архитектура времени расцвета: первый принцип – гармоническое  равновесие масс и второй – восприятие  архитектуры в процессе постепенного, "динамического" ее обхода.

The most celebrated example is the Caryatid Porch - of the Erechtheum w six figures (420 - 415 bc) on the Acopolis in Athens, Greece:
Эрехтейон
Эллинистический период
Эллинистический период Древней Греции характеризуется грандиозным масштабом градостроительных преобразований, связанных с завоеваниями Александра Македонского (IV – I вв. до н.э.). Коринфский ордер получил развитие с IV в. до н.э. в ряде памятников греческой архитектуры. Он впервые оформился в конце V в. до н.э. Его колонны легче и изящнее ионических колонн, у них более высокая капитель, изогнутый в плане импост– переход от капители к архитраву. Волюты капители – в форме стилизованных завитков растения аканта.  В IV в. до н.э. появляются сооружения круглой формы, в том числе открытые греческие театры на склонах скал.
Последний – эллинистический период истории древнегреческой архитектуры – начался с распада державы Александра Македонского (последняя треть IV в. до н.э.) и продолжался до завоевания Римом подчиненного Греции Египта (30-е гг. до н.э.). Для архитектуры этого периода характерны развитие регулярной планировки городов (Милет, Делос, Эфес, Пергам), определенный тип богатого перистильного жилого дома с росписью по штукатурке, создание новых типов сооружений – монументальных алтарей. Одним из наиболее знаменитых был алтарь Зевса в Пергаме. Алтарь опоясан мраморным скульптурным горельефным фризом, изображавшим борьбу богов и гигантов. Широкая лестница ведет к верхней площадке, ограниченной ионической колоннадой.
Алтарь Зевса в Пергаме http://fotohood.ru/images/1218156_pergamskii-altar-zevsa.jpg
Архитектура периода эллинизма не создала своего стиля, но пропагандировала греческую архитектуру, оказав влияние на формирование римской и византийской архитектуры. Если в классической греческой архитектуре ордеры не были канонизированы, то в эллинистической архитектуре делается попытка установить известные каноны – наиболее удачные пропорции ордеров и их частей. Целый ряд архитекторов пишут трактаты об архитектуре и ордерах.  Римляне высоко ценили греческую архитектуру, осваивали и развивали ее на протяжении всей истории архитектуры Древнего Рима.  Прекрасные сооружения, созданные в Древней Греции, имеют непреходящее художественное значение. Греческая архитектура оставила нам целый ряд строений: открытые театры, залы советов, стадионы. Создана закономерная, стройная система архитектурных ордеров. На греческой культуре и архитектуре основано все дальнейшее развитие европейской цивилизации, искусства и архитектуры. Архитектурные формы, композиционные приемы и конструктивные системы выработанные в Древней Греции, используются уже более 2000 лет.
Памятники Древней Греции – лишь часть былого богатства. То, что сохранилось, дошло до нас в римских копиях I и II в. н. э. Основу Греции составляли многочисленные города-государства (полисы). Города-полисы объединяли примерно 1000 семей. Народы всех полисов говорили на греческом языке. Все свободные граждане принимали участие в политической жизни и управлении полисом. Вся скульптура, живопись, архитектура принадлежали общине. В частном пользовании отдельных граждан находились лишь художественные вазы, небольшие статуэтки. Но в Греции существовало рабство, из-за которого демократия принимала уродливые формы.

Строительные приёмы и конструкции Греки заложили основы геометрии, механики и статики, что явилось базой для развития инженерной науки. Конструкции общественных зданий и жилья оставались примитивными: главными элементами были стена и стоечно-балочная система. Всё было глубоко продумано и надёжно. Греки даже в самых крупных своих созданиях почти всегда угадывали разумную меру, где возвышенное соединяется с прекрасным. "Ничего сверх меры" – эти слова были начертаны на храме Аполлона в Дельфах, пользовавшегося огромным влиянием во всей Элладе и за её пределами. Грекам была известна арочная конструкция, но арки и своды не нашли широкого распространения.




Здания и архитектурные комплексы

Помимо Афинского акрополя сложилось много других ансамблей, но уже с IV в. до н. э. храмы начинают терять ведущее значение. Всё большее развитие получают комплексы светского назначения – торговые и зрелищно-спортивные сооружения, органично сочетавшиеся с ландшафтом. Наиболее известен театр в  Эпидавре. Зодчий – Поликлет.

Ancient Theater of Epidaurus, Hellas. It was designed by Polykleitos the Younger in the 4th century BC. The theatre is admired for its exceptional acoustics. 14,000 seater.:

Театр был знаменит со времен древности и по красоте своего расположения, и по замечательной акустике. Малейший шепот, произнесенный в центре круга орхестры, прекрасно слышен на самых последних рядах зрительских мест, однако их удаленность делала непонятными и несуществующими для хода трагедии выражения актерских лиц - их заменяли маски, передававшие нужные по ходу трагедии эмоции. Театры состояли из здания (скены), полукруглой нижней площадки (орхестры) и расположенных вокруг нее концен-трическими полукругами рядов для зрителей – амфитеатра (театрона).  Прекрасное расположение, замечательные акустические свойства и совершенство выполнения делают театр в Эпидавре самым лучшим примером открытого греческого театрального сооружения. Ведущими архитекторами IV в. до н.э. были Филон, Скопас, Поликлет Младший, Пифей и Сатир.


Как формировались города в Древней Греции

Центром города, кроме святилища, была агора – городская площадь. Она объединяла группу общественных зданий: здание управления полисом – пританией  и здание собраний – Булевтерий. Памятники, портики, пропилеи служили украшением площадей. Строились стадионы и Гимнасии для спортивных состязаний, музеи, выставочные залы. Жилые дома были самыми дешёвыми сооружениями в греческих городах. Впрочем, были и роскошные дома, но они не относились к массовому строительству. Жилые дома в 1-2 этажа составляли застройку всех греческих городов. Удовлетворительным считался простой приют, годный для ночлега. Жилище греков классического периода обычно представляло собой замкнутый блок из маленьких клетушек, сгруппированных вокруг небольшого открытого дворика.

В 1920-х годах начались раскопки греческого города Олинф на полуострове Халкидика, разрушенного по повелению царя Филиппа Македонского, на севере Эгейского моря. Раскопки дали блестящие результаты. Были раскрыты жилые кварталы V - начала IV века до н. э. Некоторые жилые дома Олинфа были "пастадного" типа, то есть имели в центре прямоугольный дворик, одна из сторон которого оформлялась в виде колонного портика – пастады. Двери и окна помещений выходили во двор. Несколько позднее начали строиться дома с перистильными дворами. При наличии двух этажей, в верхнем располагалсяГинекей – женская часть дома. Основное помещение дома, Андрон – предназначалось  для трапез и пиров. Некоторые жилые помещения, примыкавшие к дворику и портику, окрашивались, стены расписывались по штукатурке горизонтальными полосами красного, белого, желтого, голубого тонов. Цоколь отделялся от основной части стены тягой с рельефной орнаментацией. В отдельных помещениях и во дворах были найдены мозаичные полы из цветной гальки с многофигурными композициями на мифологические темы и орнаментом. В быту большое распространение получил вазы. Помимо своего утилитарного назначения, они имели и декоративный смысл, дополняя убранство помещений. Вазы,  были различных размеров – от чрезвычайно больших, вмещавших многие литры вина, зерна, до совсем небольших, типа флаконов. Керамические вазы покрывались росписями – сюжетными и орнаментальными. Жизнь греков протекала на площадях, в суде, под портиком. Улочки были тесными. В классический период начинает внедряться регулярная, основанная на прямоугольной сетке система планировки. Она стала господствующей в эллинистический период при строительстве огромных городов с населением до полумиллиона человек (Александрия). Более широкими делались 1 или 2 главные улицы, на пересечении которых располагался общественный центр. Города обносились крепостными стенами из кирпича-сырца и камня, с боевыми башнями и воротами. Благоустройство, особенно в эллинистический период достигало высокого уровня. Жилые кварталы снабжались водой, растекавшейся по керамическим и свинцовым трубам к общественным водозаборным фонтанам. Имелась канализация со сточными каналами, выложенными камнями и перекрытыми каменными плитами. Главные улицы разделялись на тротуары и проезжую часть, каменные мостовые были тщательно выложены. В эпоху эллинизма преобразования в архитектуре и строительстве были связаны с завоеваниями Александра Македонского. В общественных комплексах преобладают светские здания, обновляются театры, залы собраний, рынки, строящиеся теперь, как и храмы из дорогостоящих материалов и так же богато украшенные. Появляются новые типы зданий – библиотеки, гробницы. Ордер теряет строгости, усиливается тенденция декоративности.

Архитектура периода эллинизма, основанная на греческой архитектуре периода классики, во многом подготовила почву для древнеримской архитектуры.

Гипподам и его последователи
Нет, кажется, ничего удивительно в том, что рациональный, полный внутреннего порядка и гармонии дух древнегреческой культуты породил в числе многого другого и прямоугольную планировочную сетку, свойственную подавляющему большинству античных городов. Сохранилось для истории даже имя человека, с которым связывают если не изобретение, то во всяком случае, широкое внедрение регулярной планировки – ее так и называют гипподамова сетка. Гипподама можно считать (за неимением информации о его предшественниках) первым градостроителем, и надо сказать, его изобретение отннюдь не стало анохронизмом, а, напротив, продолжает служить человечеству уже две с пловиной тысячи лет.
Прежде всего следует принять во внимание, что города занимали совершенно особое место в древнегреческой культуре, поскольку они являлись относительно самостоятельными единицами не только в экономическом, но и военном, и в политическом отношении, то есть фактически были городами-государствами. В большинстве своем города распологались непосредственно на морском побережье или вблизи него. Во всяком случае, морская и торговая гавани играли определяющую роль для расположения и планировки города. Часто город распологался под защитой горного склона, а иногда даже «заползал» на него. Море, поросшие густыми лесами (правда, постепенно сведенными на нет хозяйственной деятельностю человека) и рощами склонны холмов, нависающие «эффектной декорацией» заднего фона форы, одноэтажные строения, лепящиеся по рельефу и поднятые над ними величественные монументальные храмы – право, в такой привлекательной обстановке не погнушались бы появитсся и боги, особенно при том демократизме, который приписывали им древние греки. И уж, во всяком случае, сами греки могли почувствовать себя богами.
Милет. V в. до н. э. Арх. Гипподам
Милет. V в. до н. э. Арх. Гипподам
Еще в архаический, ранний период сложилась характерная двучастная структура античного города. Ее ядро сстовляли священный участок – акрополь, вмещавший главные храмы и располагавшийся, как правило, на скале или вершине укрепленного холма. У подножия акрополя, который служил цитаделью для населения города, строилис жилые квартали – так называемый нижний город с торговой площадью (греки называли ее агора) и другими общественными сооружениями. Город был защищен стенами по всему периметру.
Вначале греческие города имели, как правило, нерегулярную, свободную планировку, подчиненную расположению акрополя и естественному рельефу местности. Некоторый порядок в живописную и с виду хаотическую систему вносили лишь храми, имевшие строгую ориентацию по оси восток – запад. Однако перестройка греческих городов, в ходе многолетних греко-персидских войн, начавшаяся в V веке до нашей эры, велась уже на основе регулярных планов. В этой широкомасштабной строительной деятельностю, охватившей фактически всю Грецию, и связывают имя Гипподама.
Лорини. План идеального города
Лорини. План идеального города

Теперь жилые кварталы нижнего города приобретают форму геометрически правильных, слегка вытянутых пряпоугольников или квадратов, разделенных ровной сеткой улиц. Агоры, общественные постройки, как правило, не выбиваются из сетки, а просто заполняют одну или несколько ячеек регулярного плана. Они группируются чаще всего вдоль одной или двух главных улиц города (в последнем случае они образуют характерный крест), имевших определенную ширину и связывающих наиболее важные отсеки города – главные въезды, гавань, акрополь и т. п.
Круглый город Э. Кабе — Икария
Круглый город Э. Кабе — Икария
Когда сегодня рассматриваем планы античных городов классического периода – Милета, Приены, Ассоса, Книда, - удивляемся тому, как мягко, естественно ложатся планировочные сетки планов на сложный рельеф местности, как легко они вписываются в сложную береговую линию, как сложно, разнообразно и гармонично они организованы внутри. Гипподамова сетка напоминает не столько жесткую решетку планировочной конструкции (как позже у древних римлян, а много лет спустя, к сожалению, и в современном градостроительстве), а скорее всего лишь канву, пользуясь которой архитектор без всяких помехсоздает прихотливую, изысканную «вышивку».
Секрет  удивительного и во многом утраченного позднее умения – сочетать регулярность и живопись – сказать трудно. Может быть в особом гении античных зодчих, которые, как и все древнегреческие художники, осознавали и ощущали свою сопричастность природе. Может быть, дело в уникальном, живописном ландшафте Древней Греции. Может быть, причину надо искать в сравнительно небольших размерах античного города. Известный советский историк градостроительства А. Бунин считал, что население самых крупных греческих городов не превосходило 50 тысяч человек, а в большинстве случаев было и того меньше. Конечно, при таких размерах гипподамова сетка не грозила утомить своим механистическим однообразием. Как бы то ни было, планы греческих городов навсегда остались жемчужинами мирового градостроительства, в которых органичность творения природы удивительным образом соединилась с разумной волей человека.
Правда, обсуждая регулярную планировку греческих городов, надо сделать оговорку — из общего правила были и исключения, притом весьма существенные. Достаточно назвать Афины, самый большой по размеру и самый знаменитый из всех городов Древней Греции. Афины так и не получили «правильного» плана, возможно, благодаря своему сравнительно большому размеру, возможно, из-за особенностей расположения и рельефа, возможно, благодаря устойчивой преемственности развития. Древний историк Геродот уподобляет план Афин колесу, что наводит на мысль о его кругообразной форме и радиальной структуре. Так что широкое распространение гипподамовой системы не означает исчезновения «нерегулярных» планов. Спор по-прежнему продолжается.


















Использованные источники

1.     Агеева Е.Ю., Веселова Е.А. Краткий курс истории архитектуры. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ. 2012.
2.     Аксёнова М.Д. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Энциклопедия Искусство. Том 7. 1998.
3.     Акимова Л.И., Бусева-Давыдова И.Л., Виноградова Н.А., Григорович Н.Е., Кантор А.М., Каптерева Т.П., Стародуб Т.Х. История искусства. Том I. Белый город. 2012.
4.     Бусева-Давыдова И.Л., Воронина Т.С., Золотова Н.Ю., Кантор А.М., Каптерева Т.П., Соколов М.Н., Стародуб Т.Х., Стародубова В.В., Федотова Е.Д.  История Искусства. Том II. Белый город. 2013.
5.     Берд М. Парфенон; пер. с англ. Н. Ивановой. 2007.
6.     Варданян Р.В. Мировая художественная культура: Архитектура. 2003.
7.     Вёрман К. История искусства всех времён и народов, Том 1. ПОЛИГОН. 2006.
8.     Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. 1995.
9.     Гутнов А. Глазычев В. мир архитектуры. Молодая гвардия. 1990.
10.                       Дмитриева Н.А., Акимова Л. И. Античное искусство: Очерки. 1988.
11.                       Живаева О.О. Искусство древнего мира. Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ. 2014.
12.                       Курило Л.В., Смирнова Е.В. История архитектурных стилей. Российская международная академия туризма. 2011.
13.                       Орлов И.И., Карандашева М.К. Пособие по дисциплине «История архитектуры». Часть I. Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ. 2012.
14.                       Плешивцев А.А. История архитектуры. Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ. 2015.
15.                       Полевой В.М. Искусство Греции. Том 1-ый. 1984.
16.                       Полевой В.М. Искусство Греции. Том 2-ой. 1984.
17.                       Ривкин Б.И. Малая история искусств. 1970.
18.                       Толстой М.Ю., Корзун Н.Л. История отрасли и введение в специальность. Вузовское образование. 2014.
19.                       www.pinterest.com





Комментариев нет:

Отправить комментарий